Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы детей

МК ДОУ Детский сад № 28, г. Ревда, Свердловская область

Воспитатель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Сяпукова Ф.З. Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы детей // Совушка. 2015. N2. URL: http://kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n2.00042.html (дата обращения: 23.04.2024 ).

 

Художественное слово – важнейшее средство воспитания маленького ребёнка. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные взаимоотношения взрослого и детей, происходит знакомство с окружающим миром. Именно этот возраст более благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой и правильной речи, для пробуждения интереса ко всему, что окружает малыша.  Практика показывает, что уровень речевого развития наших воспитанников снижается с каждым годом. Страдает звуковая культура речи, дети затрудняются в пересказывании литературных произведений, выразительном воспроизведении диалогов, использовании в речи авторских средств выразительности. Недостаточно владеют средствами языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения.

К тому же, в наше время, когда вопросы нравственного, эстетического воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке творческое начало, самостоятельность мысли, формировать эстетическое восприятие мира.

Народное творчество богато рифмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для побуждения и упрочнения эмоционально- положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности.  Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника, понятны детям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонически развитой личности.      Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавал из уст в уста эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания, дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Но этими не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.

Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснётся, даст себя умыть ("Водичка – водичка..."), накормить ("Травка – муравка..."). Песенки-потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх.
У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.