Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Лисонька-лиса"

МКДОУ детский сад №28, г. Ревда, Свердловской обл.

Воспитатель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5-2008):

Щипачева Т.А. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Лисонька-лиса" // Совушка. 2015. N2. URL: http://kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n2.00039.html (дата обращения: 23.04.2024 ).

 

- общеобразовательные задачи: создавать условия для развития коммуникативных навыков детей; совершенствовать диалогическую речь, развивать монологическую;

- развивающие задачи: развивать словесно-логическое мышление на основе составления односложных рассказов из личного опыта; развивать умение самостоятельно произносить небольшие монологи; способствовать развитию фантазии, речевого творчества, умению выражать свою мысль

- воспитательные задачи: создавать атмосферу эмоционального благополучия в процессе занятия; устанавливать дружеские отношения с окружающими детьми, людьми.
Методы: наглядные, игровые, словесные, проблемные.
Наглядный материал:  картинки  с изображением лисы, лисят в природе, иллюстрации к сказкам, где героиня - лиса, картинки с видами жилищ зверей.
 Предварительная работа: Рассматривание картин с изображением диких животных, беседа о жизни и повадках лисы в разное время года, чтение русских народных сказок о лисе, отгадывание загадок.
 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: — Отгадайте загадку

- Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

Да, верно – это дикое животное лиса. А эта загадка - маленькое, но точное описание ее внешности и характера поведения.  

Воспитатель: — Сегодня, 17 февраля, народный праздник - Николай Студёный.
В народе  про этот праздник говорят:  "На Николу всегда мороз".
А ещё люди заметили, что в этот день в лесу лисы выходят на лесные полянки покрасоваться друг перед  другом.  Лисы ударяются в пляс, жеманятся. Повстречаются рыжие, встают на дыбки и давай на задних лапах пританцовывать, пышные хвосты волочатся, снег метут. Называют этот день - лисий праздник.

Посмотрите на картинки с изображением лис; лиса гуляет, охотится - мышкует, красуется, лиса- заботливая мама.

Хотите и мы с вами станем все лисами?

Дети надевают маски лис, выбирают себе игрушку лису.

Рассмотрите лисоньку, полюбуйтесь друг на друга.

Воспитатель: — Обратите внимание на лису и расскажите, какая она? Как она выглядит?

Дети: — Рыжая, золотистая, пушистая, длиннохвостая.

Воспитатель: — Вспомните, какие у лисы повадки. Что она умеет делать?

Дети: — Хитрая, проворная, ловкая. Она – хищница, охотница.

Воспитатель: — Какие слова можно подобрать, говоря о шерсти лисы?

Дети: — Пушистая, мягкая, теплая.

Воспитатель: — Что еще может быть, пушистым? (Шапка, шуба, шарф, носки, воротник.)
- Что еще может быть мягким? (Подушка, перина, вата.)
- Что еще может быть теплым? (Кофта, рукавицы, ветер, погода.)
Вдумайтесь, ребята, как много слов  могут обладать одними и теми же качествами, подходить под одно и тоже описание. Это говорит нам о многозначности значения слова.
А теперь игра "Придумай словечко"

Воспитатель: — Если лиса очень хитрая, то, как сказать про такую лису?

Дети: — Хитрющая.
- У лисы длинный красивый хвост. Как ее можно назвать одним словом?

Дети: — Длиннохвостая.

Воспитатель: — На кончике хвоста у лисы мех белый, чтобы лисятам в сумерках, когда темно в лесу было видно лису, не сбиться с пути.
А зачем лисе длинный хвост?
ДЕТИ отвечают.

Воспитатель: — Я прочитаю вам рассказ Николая Сладкова " Отчего у лисы длинный хвост"
От любопытства! Не от того же, в самом деле, что она следы  свои  будто бы хвостом заметает . Длинным лисий хвост становится от любопытства
Начинается всё с той поры, как прорежутся у лисят глазки. Хвосты у них в ту пору совсем ещё маленькие и короткие. Но вот глаза прорезались - и хвосты сразу начинают вытягиваться. Становятся всё длинней и длинней. И как же им не становиться длинными, если лисята изо всех силёнок тянутся к светлому пятнышку - к выходу из норы. Ещё бы: шевелится там что-то невиданное, шумит что-то неслыханное и пахнет нечуянным! Только вот страшно. Страшно вдруг оторваться от обжитой норы. И потому высовываются лисята из неё только на длину  своего короткого хвостика. Словно придерживаются кончиком хвоста за родимый порог. Чуть что - чур-чура- я дома! А белый свет манит. Цветы кивают: понюхайте нас! Камни блестят: "Потрогайте нас!" Жуки скрипят: "Поймайте нас!" Лисята тянутся, тянутся всё дальше и дальше. Хвостишки их вытягиваются, растягиваются. И становятся всё длинней и длинней. От любопытства, конечно. Отчего же ещё?

Воспитатель: — Все верно, а сейчас мы поиграем в игру "Хитрая лиса"

 

Подвижная игра "Хитрая лиса".

Скажите, а где живёт лиса?

Проводится д/игра "Чей дом"

Дети из предложенных картинок должны найти жилище лисы, объяснить, почему именно нора, для чего она нужна.

Воспитатель: — У лисы нора глубокая, много выходов и входов, чтобы спрятаться

Воспитатель: — А какими словами называют лису в сказках?

Дети: — Лисичка, лисонька, лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, хитрая плутовка.
Воспитатель:  Назовите сказки, где героиня лиса. Найдите иллюстрации к этим сказкам.
Какая лиса в той или иной сказке.
Дети рассматривают картинки, рассказывают.

Воспитатель: — Вы все себе выбрали игрушку лису в начале занятия. Сейчас посмотрите на игрушку и расскажите нам, какая лиса у вас опишите её. Все слова, которые  вы говорили про лису  можете использовать, когда будете рассказывать о своей лисе .   
Дети друг за другом говорят о своей лисе, характеризуя  её.

Воспитатель: — А сейчас все покажут, как ходит лиса, какая она важная, изящная.
Дети показывают движения.

Воспитатель: — Какие вы все молодцы! И рассказали про лису, и показали какая она. Я думаю, лисоньке очень понравилось. И она с вами хочет поиграть.
Дети играют с игрушками.