Авторские музыкально-дидактические игры музыкального руководителя Барановой Т.А.

МБДОУ №44, Иркутская область, г. Ангарск

Музыкальный руководитель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5-2008):

Баранова Т.А. Авторские музыкально-дидактические игры музыкального руководителя Барановой Т.А. // Совушка. 2015. N2. URL: http://kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n2.00037.html (дата обращения: 28.03.2024 ).

 

 

Барашеньки

Музыкально-дидактическая игра на закрепление знаний о длительности звуков.

Игровой материал

Демонстрационный: фланелеграф или магнитная доска. Составить игровое поле в виде летнего луга, солнце, большие и маленькие  барашки для фланелеграфа или на магнитах.

Ход игры

М. Р. Ребята, давайте вспомним лето. Как мы бегали по травке, ходили в лес, грелись на солнышке и прибежали на лесную полянку. А там пастушок Ваня со своими барашками гуляет да нам рассказывает (поёт песню):


Барашеньки-крутороженьки
По горам ходят,
По лесам бродят,
В скрипочку играют,
Ваню потешают.

 

Песня исполняется на одном звуке. Дети учатся определять долгие и короткие звуки, точно передавать голосом чередование коротких и долгих звуков. Вызванный ребёнок выкладывает песню барашками. Все дети отхлопывают её ритм ладошками и пропевают. Можно сделать на всех детей карточки и больших и маленьких барашков, чтобы в игре участвовал каждый ребёнок.

 

 

Прятки со смешариком

Цель: Упражнять детей в различении громкого и тихого звучания

Игровой материал: три домика, игрушка смешарик Нюша.

Ход игры. Дети сидят полукругом. По всему залу расставлены домики. В каком-то из домиков "спряталась" Нюша. Надо её обязательно найти и спеть для неё весёлую песенку.
М. Р. Ребята, внимательно слушайте звучание музыки. Если музыка звучит тихо- Нюша далеко, если громко- Нюша близко. Если музыка постепенно становится громче, то вы приближаетесь к Нюше, если музыка становится постепенно тише, то вы удаляетесь  от Нюши.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нюшу надо отыскать!
В конце игры все поют песню для Нюши (по желанию детей).

 

 

Салон красоты

Цель: развитие детского творчества в восприятии музыки.

Игровой материал: детские музыкальные инструменты (треугольник, маракасы, бубенчики, "шумелки", деревянные ложки, металлофон)

Ход игры

М. Р. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в салон красоты, только в не обычный, где делают причёски и бреют усы, а в музыкальный. Будем украшать песенки. Посмотрите, а вот и ваш набор инструментов:треугольник, маракасы, бубенчики, "шумелки",деревянные ложки, металлофон. Вы внимательно слушаете знакомые песни, а затем  сопровождаете песню звучанием своего музыкального инструмента-украшаете песню . Но, внимание! Учитывайте характер звучания своего музыкального инструмента и содержание песни. (Репертуар исполняется по выбору музыкального руководителя).

 

 

Танцуй, игрушка!

Цель: развитие детского творчества в восприятии музыки. (Для индивидуальной работы)

Игровой материал. Набор игрушек: кукла, лошадка, мяч, кошка.

Ход игры

М. Р. Исполняет музыкальное произведение, ребёнок внимательно слушает и выбирает игрушку. Педагог предлагает ребёнку объяснить почему он выбрал эту игрушку к данной музыке, беседует о характере музыкального произведения, изобразительных средствах музыки, предлагает ребёнку подвигаться с игрушкой под выбранную музыку.

 

 

"Весёлые матрёшки"

Музыкально-дидактическая игра на развитие динамического слуха

Игровой материал

Демонстрационный: конусные матрёшки 3-5 штук, погремушка или бубен.

Ход игры. Дети сидят полукругом. В зале оформление: паровозик плоскостной, деревья бутафорские. По всему залу расставлены конусные матрёшки.

М.Р. Ребята, к нам в гости на паровозике приехали матрёшки. Они хотят с вами повеселиться. Но для этого надо отыскать погремушку, которую спрятала одна из матрёшек. А поможет вам её отыскать - музыка! Слушайте внимательно! Музыка тихо звучит - вы от погремушки далеко, громко - она где-то рядом.


Где же наша погремушка,
Развесёлая игрушка?
Ты к матрёшке подойди,
Погремушечку найди!


Дети по одному проходят путь от одной матрёшки к другой (ведущий незаметно прячет погремушку под разными матрёшками). С найденной погремушкой ребёнок весело танцует под музыку (можно использовать упражнение "Повтори ритм")

 

 

Музыка зовёт!

Музыкально-дидактическая игра по слушанию музыки и определению жанров (танец, марш, песня) и характера музыкальных произведений

Игровой материал

Демонстрационный: набор смешариков-5-6 штук, набор солдатиков 5-6 штук, набор подушечек 5-6 штук.

Ход игры. Детям раздаётся по одному предмету. Все слушают музыкальные произведения: танец, марш, колыбельную песню (по усмотрению педагога).

М. Р. Ведёт беседу о характере этих произведений с детьми. Дети "учат" смешариков танцевать (музыка весёлая, шутливая), солдатиков маршировать (музыка чёткая, ритмичная, бодрая), отдыхают вместе с подушечкой под колыбельную песенку, подпевают (музыка спокойная, ласковая, нежная)