Использование исследовательских заданий в формировании экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности

МБОУ Лицей 7, г. Саяногорск, Республика Хакасия

Учитель начальных классов

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5-2008):

Чернова А.Г. Использование исследовательских заданий в формировании экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности // Совушка. 2015. N2. URL: http://kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n2.00036.html (дата обращения: 28.03.2024 ).

 

Экологические проблемы занимают важное место среди актуальных проблем современности. Напряженная экологическая обстановка в мире ставит перед обществом задачу сохранения  условий жизни в биосфере.  Исследования приводят к выводу о том, что причиной этого является низкий уровень экологической культуры населения. Проблема формирования экологической культуры основательно рассмотрена в трудах С.Д. Дерябо,  Л.В. Моисеевой, В.А Ясвина и др.   Они предлагают формировать экологическую культуру с позиций деятельностного подхода.  Одним из  методов реализации этого подхода является исследовательская деятельность, которая позволяет школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть и осознать экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы.

Анализ литературы по вопросам формирования экологической культуры   позволил нам выявить  противоречие между признанием деятельностного подхода в процессе формирования экологической культуры младших школьников и недостаточным использованием в этом процессе метода исследовательских  заданий.

В нашем исследовании было сделано  предположение о том, что исследовательские задания во внеурочной деятельности будут способствовать формированию экологической культуры учащихся 1 класса, если учитель:

- систематически использует задания исследовательского характера;

- организует выполнение исследовательских заданий в микрогруппах.

Для проверки предположения была проведена опытно – экспериментальная работа. Диагностика проводилась на основе методики Л.В. Моисеевой "Система оценки и уровня сформированности экологической культуры" для определения показателя "сопереживание".

Результаты диагностики показали, что 58% детей имеют средний уровень экологической культуры (сопереживание от случая к случаю под воздействием учителя и окружающих),  29% учащихся – низкий уровень (отсутствие сопереживания или показное сопереживание с выгодой для себя) и 13% учащихся – высокий уровень экологической культуры (искреннее сопереживание природе).

Выявив преобладание низкого и среднего уровней экологической культуры учащихся, нами был проведен формирующий этап, предусматривающий проведение 10 занятий по внеурочной деятельности с использованием исследовательских заданий в рамках кружка "Я исследователь".

Цель формирующего этапа: проверить влияние исследовательских заданий во внеурочной деятельности на формирование экологической культуры младших школьников.

Так, на занятии по теме "Животные" были даны задания:

  1. Найти в дополнительной литературе информацию о животных по следующему плану: Где обитает животное? Каков его внешний вид? Как передвигается? Чем питается? Как защищается от врагов? Как человек должен себя вести с этим животным?
  2. Сделать рисунок животного.
  3. Подготовить рассказ по рисунку и найденным ответам на поставленные вопросы.

К занятию "Знакомство со звездами" дети выполняли исследовательские задания в микрогруппах. Каждая микрогруппа должна была найти информацию о названной планете, используя дополнительную литературу, составить вопросы для других микрогрупп, о данной планете.  К следующему занятию давались индивидуальные исследовательские задания. Например: найдите на ясном ночном небе созвездие "Большая медведица" и зарисуй его в рабочую тетрадь; найдите в энциклопедии ответ на вопросы: "Почему "Большую медведицу"  назвали именно так? Как человек может использовать эти знания?

На занятии "В некотором царстве" дети выполняют задание в микрогруппах: каждая микрогруппа пользуясь предложенной наглядностью, должна сделать коллективный рисунок указанной группы живых организмов:

1 группа – бактерии;

2 группа – грибы;

3 группа – ядовитые грибы;

4 группа – растения.

И пользуясь справочным материалом, составить рассказ по следующему плану:

  1. Местообитание данной группы организмов.
  2. Разнообразие из внешнего облика.
  3. Опишите их роль в природе и жизни человека.

К занятию "Осторожно, ядовитые грибы!" дети должны были поговорить с взрослыми и найти информацию о ядовитых грибах, произрастающих в нашей местности и на основании собранной информации на занятии в микрогруппах составить правила обращения с ядовитыми грибами.

На занятии "Как животные защищаются"  ставится проблемный вопрос о том, как защищаются животные, у которых нет ни зубов, нет быстрых ног, острых когтей? Для того чтобы ответить на заданный вопрос, дети выполняют исследовательские задания в микрогруппах, их задача сравнить двух животных и ответить на вопрос "С помощью чего они защищаются?" На основании этого задания ответить на проблемный вопрос.

На занятии "Животные" выполняются задания в микрогруппах. Каждой микрогруппе подготовлены рисунки животных:

1 группа – окунь, ерш, кузнечик, карась;

2 группа – муха, божья коровка, медведь, жук;

3 группа – тигр, лиса, гусь, волк;

4 группа – ласточка, клест, судак, синица.

 

Задание:

  1. Рассмотрите картинки и найдите лишнее животное.
  2. Как одним словом назвать всех животных каждой группы?
  3. Что отличает животных каждой группы?

На занятии "Растения" дети работают в микрогруппах, создается мини-проект на основе проведенного исследования по рассказу учителя: "Жил-был художник. Решил он нарисовать лес. "А что такое лес? Лес-это деревья?". Взял он кисти и краски и нарисовал много деревьев. Полюбовался картиной и уехал. А когда приехал, то увидел на своей картине вместо зелёных деревьев одни лишь сухие стволы." Что случилось? Почему засох лес? Разве может быть лес из одних деревьев?  Давайте поможем художнику исправить ошибку на его картине. (Каждая группа выбирает и добавляет, то чего не хватает на картине. Например: кусты, траву, цветы, грибы, насекомых, птиц, зверей). Защита проекта в процессе беседы: Что  такое настоящий лес?

Почему лес на картине разный? Почему лес не может быть без цветов? Без животных?

К занятию: "Животные Красной книги Хакассии" проводится мини-исследование: на основе изучения разных источников ответьте на вопрос исследования о данных животных: Занесены ли в Красную книгу Хакасии указанные животные? Работа проводится в группах. План выполнения:

  1. Угадать животное.
  2. Собрать его изображение из нескольких частей.
  3. Выяснить, не занесено ли в Красную книгу.

К занятию "Ядовитые растения" дети должны поговорить со взрослыми и найти информацию о ядовитых растений произрастающих в нашей местности.

На основе собранного материала проводится работа в микрогруппах по составлению правил обращения с ядовитыми растениями.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов позволяет сделать вывод о положительной динамике в уровнях сформированности экологической культуры у учащихся первого класса. В результате контрольного эксперимента показатели высокого и среднего уровней по методике Л.В. Моисеевой возросли соответственно на 12% и 21%, показатель низкого уровня уменьшился на 20%.

На основании результатов опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод о положительном влиянии исследовательских заданий на формирование экологической культуры учащихся первого класса.

 

Список литературы:

  1. Моисеева Л.В. Экологическое образование. М.: Мир, 2005, 267 с.
  2. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа. 2007. №2. С. 23 – 26.