Беликова Наталья Александровна
Воспитатель, МБДОУ Дс №46, г. Камышин, Волгоградская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Беликова Н.А. Детский оздоровительный центр: сюжетно-ролевая игра // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 588272
Актуальность проекта:
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников.
Это связано с массой негативных явлений современной жизни, а также отсутствием положительного примера по соблюдению здорового образа жизни для детей со стороны взрослых. Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
Чем раньше научить детей культуре здорового образа жизни, тем быстрее у них сформируются устойчивые мотивации на собственное здоровье и здоровый образ жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155) определяет условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.
Эти условия предполагают поддержку индивидуальности и инициативы детей через недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).
Сюжетно-ролевые игры развивают творческие способности детей, обогащают их новыми впечатлениями, знаниями и умениями, формируют устную речь, насыщают активный словарь. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребёнка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные ситуации в профессиональном плане, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
В игре успешно развиваются личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное – эта деятельность порождает стремление к самовыражению, к самореализации, кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Так возникла идея создания игрового проекта «Сюжетно-ролевая игра «Детский оздоровительный центр»»
Цель игрового проекта - приобщение дошкольников и родителей к здоровому образу жизни.
Задачи:
Модель организации накопления познавательного опыта старшими дошкольниками
Время реализации: с 16.01. по 28.01.2019 г.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, педагоги, старшая медсестра детского сада.
Продукт проекта: сюжетно-ролевая игра «Детский оздоровительный центр».
Ожидаемый результат:
Материально-техническое обеспечение:
Алгоритм планирования проекта «Сюжетно-ролевая игра «Детский оздоровительный центр»
Этапы |
Мероприятия |
Участники |
Подготовительный этап |
Посещение медицинского кабинета детского сада |
Дети, воспитатель, старшая медсестра |
Основной этап |
Просмотр видеоролика о работе Детского оздоровительно-образовательного центра |
Дети, воспитатель |
Чтение художественных произведений: К. Чуковский «Айболит», Я. Райнис «Кукла заболела», В. Маяковский «Кем быть?» (отрывок), В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Мы с Томарой», «Очки», Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу». Рассматривание иллюстраций. |
Воспитатель, дети |
|
Беседы на темы: «Что значит быть добрым и заботливым», «Почему нужно уметь уступать», «Наши верные друзья» (о культуре здорового образа жизни), «Как работает врач», «Что мы видели в аптеке». |
Воспитатель, дети |
|
Рассказ воспитателя о себе: «Как я была на приёме у окулиста». Рассказы детей из личного опыта «Как мне делали массаж», «Как я ходил на прогревание носа» и др. |
Воспитатель, дети |
|
Обучающие игры: «Гимнастика для глаз», «Гимнастика для рук» (с использованием элементарных мудр), «Гимнастика для стоп». |
Воспитатель, дети |
|
Экскурсия на видовую точку экологической тропинки ДОУ «Фитоклумба». |
Старшая медсестра, дети |
|
|
Встреча с интересными людьми (с мамой Алёны Грешной) «Моя мама работает в инфекционной больнице». |
Дети, воспитатель, родители |
Педагогические ситуации по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни на темы: «Забочусь о собственном теле», «Оказание элементарной помощи», «Безопасность поведения в социуме и природе». |
Воспитатель, дети |
|
Игровые ситуации: «Вызов врача на дом», «Посещение врача в поликлинике и покупка лекарств по рецепту в аптеке», «Прогревание носа в физиотерапевтическом кабинете», «В массажном кабинете». |
Воспитатель, дети |
|
Игры – драматизации «Девочка– чумазая», «Айболит». |
Дети, воспитатель |
|
Экскурсии с родителями: в аптеку, в детскую поликлинику, в процедурный кабинет, в массажный кабинет, в физиотерапевтический кабинет. |
Дети, родители |
|
Оснащение игровых площадок: Изготовление рукотворных игрушек из бросового материала: массажеры, таблица для проверки зрения, ингаляторы, аппарат для обследования зрения, аппарат для физиопроцедур; медицинской ширмы. |
Дети, воспитатель, родители |
|
Продуктивная деятельность: изготовление карточек больных, листочков для рецептов и направлений. |
Дети |
|
Заключительный этап |
Итоговое мероприятие «Сюжетно-ролевая игра «Детский оздоровительный центр» |
Дети, воспитатель |
Эффекты реализации проекта:
Получилась интересная сюжетно-ролевая игра, которую смело можно назвать инновационным проектом. Данная сюжетно-ролевая игра – итог кропотливой работы педагогического коллектива, детей и родителей. Замечательно, что в ходе игры дети имели возможность проявить творческую импровизацию, самостоятельность, креативность.
Ролевые диалоги стали интереснее и длительнее, обогатился словарный запас. Непринуждённо и увлекательно проект помог старшим дошкольникам успешно познакомиться с нормами и правилами здорового образа жизни, усвоить навыки культурного поведения в обществе, воспитать уважительное отношение к медицинским работникам и создать хорошее настроение и позитивный микроклимат в детском коллективе. Обогатились детско-родительские отношения опытом совместной деятельности.
В ходе реализации этого проекта нами был организован мастер-класса для педагогов дошкольного образовательного учреждения по теме: «Организация сюжетно-ролевой игры нового поколения «Оздоровительный центр» с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Перспектива на будущее:
Научить детей организовывать игру в игре, реализовывать следующие сюжеты игры: дом – аптека, дом – поликлиника – аптека – дом, дом – «скорая помощь» - поликлиника – аптека – дом.
Литература: