Мастерская Матушки – Зимы: познавательно-творческий проект

Трофимова Светлана Юрьевна
Бершадская Надежда Михайловна

Воспитатель, МБОУ СОШ № 5 "Многопрофильная", г. Нефтеюганск, ХМАО-Югра
Воспитатель, МБОУ СОШ № 5 "Многопрофильная", г. Нефтеюганск, ХМАО-Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Трофимова С.Ю., Бершадская Н.М. Мастерская Матушки – Зимы: познавательно-творческий проект // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 586879


 

Актуальность: Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков занимают особое место в воспитании ребенка. Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. 

Поделки из бумаги и других материалов способствует развитию мелкой моторики и творческих способностей детей. Проектная деятельность направлена на совместное сотрудничество детей, их родителей, педагогов.

Проблема: Зачем людям понадобилось отмечать новый год и как отмечают новый год в других странах?

Цель: Приобщение детей к народной культуре посредством календарно-обрядовых праздников.

Задачи:

  • Познакомить с историей возникновения праздника с праздничными народными традициями и обычаями;
  • Способствовать расширению  представлений у детей об общенародном празднике Новогодней елки;
  • Способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря;
  • Воспитывать любовь к истории своей страны, уважительное и бережное отношение к её культуре и традициям;
  • Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей;
  • Повысить компетентность родителей в освоении различных видов детской творческой деятельности;
  • Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника.

Предполагаемый результат:

  • Дети приобретут на практике элементарные компетенции творческой деятельности, которые смогут использовать самостоятельно;
  • Родители получат возможность организовать продуктивный семейный досуг (семейные истории и предания, связанные с подготовкой к новогоднему празднику; выполнение заданий по проекту совместно с детьми);
  • Возрастут компетентности педагогов в организации проектной деятельности. 

Образовательная область:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

Вид проекта: творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники: воспитанники, родители, воспитатели группы и музыкальный руководитель.

 

Письмо родителям:

Уважаемые родители!

Дети вашей группы принимают участие в проекте «Мастерская Матушки - Зимы».

Просим Вас помочь вашим детям в подборе информации о традиции отмечать праздник «Новый год».

Дети будут рады любой познавательной и художественной литературе для свободного чтения и рассматривания иллюстраций.

Посетите с детьми библиотеку, изготовьте новогоднюю игрушку, книжку-малышку. 

Примите участие в выставке совместного творчества «Новогодняя фантазия».

С уважением воспитатели группы.

Этапы работы над проектом: 

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1этап

«Мастерская Матушки - Зимы»

Поиск и подбор информации совместно с родителями.

2 этап

  • Классификация подобранного материала. 
  • Распределение воспитанников на группы. 
  • Подбор методической и художественной литературы по теме.
  • Посещение библиотеки с целью сбора информации на тему «Как появился Новый год?» 
  • Поиск фотографий  и иллюстраций с изображением разных новогодних игрушек. 
  • Художественно – продуктивная деятельность.

3 этап

  • Беседы с воспитанниками о народных традициях встречи нового года.
  • Оформление собранного материала.
  • Оформление раздевалки и групповой к новогоднему празднику.
  • Чтение познавательной  и художественной литературы. 
  • Рассматривание фотографий,  иллюстраций, новогодних открыток. 
  • Рассматривание новогодних игрушек из различных материалов. 
  • Д/и «Угадай и назови», «Подбери по назначению».

4 этап

Участие в выставке «Новогодняя фантазия»

 

Итог

Проведение новогоднего утренника

 

 

 

Что мы хотим узнать?

Как мы это можем сделать?

Что мы можем сделать?

  • Где и когда зародился обычай встречать Новый год?
  • Почему ёлка символ Нового года?
  • Как украшают дом к празднику?
  • Спросить у взрослых (родителей, воспитателей).
  • Чтение познавательной литературы.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением различных новогодних украшений (шары, гирлянды и т.д.) принесённых детьми из дома. 
  • Посмотреть информацию в интернете.
  • Нарисовать ёлку и другие атрибуты к празднику.
  • Собрать рисунки в альбом «Мастерская Матушки Зимы».
  • Изготовить гирлянды и игрушки для украшения ёлки.
  • Украсить группу и приёмную к празднику.
  • Изготовить карнавальные маски и атрибуты к утреннику.
  • Оформить выставку на книжной полке (загадки, стихотворения, пословицы) о новогодней ёлке.
  • Книжки – малышки «Пришла волшебница Зима».

 

 

Реализация проекта

Совместная деятельность с воспитанниками

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие со специалистами

Познавательная деятельность: 

  • Беседы с воспитанниками о том «Как встречают Новый год»; «День рождения Деда Мороза»; «Почему ёлка символ Нового года».

Дидактические игры: 

  • «Собери новогоднюю картинку»; «Что напутал художник?»; «Наряди елочку»; «Составь орнамент»; «Продолжи гирлянду». 

Чтение:

  • «Детство Никиты» А. Толстой, «Старик годовик» В. И. Даль, «Зима» С.Дорожин, «Зима» И. Суриков, «Зимняя песенка», Р. Кудашева.

Художественно-продуктивная деятельность:

  • Рисование: «Рукавички для Снегурочки», «Новогодняя ёлка»,  «Морозные узоры», «Раз снежинка, два снежинка». 
  • Аппликация: «Снеговик», «Шарики для ёлочки», «Ёлочка - красавица», «Карнавальная маска», «Мешок для подарков». 
  • Лепка: «Ёлочка – зелёная иголочка», «Новогодняя игрушка».
  • Оформление папки – раскладушки для родителей. «Новогодние традиции».
  • Беседы: «Как встречают Новый год»; «День рождения Деда Мороза». 
  • Изготовление «Новогодних поделок».
  • Создание книжек – малышек с новогодними сюжетами «Пришла волшебница Зима».
  • Рассматривание с детьми фотографий, иллюстраций связанных с новогодними праздниками.
  • Расписывание шаблонов ёлок, рукавиц составление  композиций из элементов  декоративной росписи.
  • Оформление выставки детского рисунка и поделок в приёмной группы на тему «Елочка - зеленая иголочка». Выполненных детьми дома и в непосредственно образовательной деятельности.
  • Прослушивание и исполнение музыкально – ритмических упражнений. (подготовка к новогоднему утреннику)

 

Рефлексия участников проекта. 

  • Дети – что узнали нового (где могут пригодиться новые знания, чему научились, о традициях какого праздника ещё хотите узнать?) 
  • Родители – проект как стимул совместной с детьми деятельности; что узнали нового, над чем желаете ещё поработать? 
  • Педагоги – перспективы использования материалов дальнейшей работе.