Трофимова С.Ю., Бершадская Н.М. Мастерская Матушки – Зимы: познавательно-творческий проект // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 586879
Актуальность: Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков занимают особое место в воспитании ребенка. Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику.
Поделки из бумаги и других материалов способствует развитию мелкой моторики и творческих способностей детей. Проектная деятельность направлена на совместное сотрудничество детей, их родителей, педагогов.
Проблема: Зачем людям понадобилось отмечать новый год и как отмечают новый год в других странах?
Цель: Приобщение детей к народной культуре посредством календарно-обрядовых праздников.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения праздника с праздничными народными традициями и обычаями;
- Способствовать расширению представлений у детей об общенародном празднике Новогодней елки;
- Способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря;
- Воспитывать любовь к истории своей страны, уважительное и бережное отношение к её культуре и традициям;
- Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей;
- Повысить компетентность родителей в освоении различных видов детской творческой деятельности;
- Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника.
Предполагаемый результат:
- Дети приобретут на практике элементарные компетенции творческой деятельности, которые смогут использовать самостоятельно;
- Родители получат возможность организовать продуктивный семейный досуг (семейные истории и предания, связанные с подготовкой к новогоднему празднику; выполнение заданий по проекту совместно с детьми);
- Возрастут компетентности педагогов в организации проектной деятельности.
Образовательная область:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Вид проекта: творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники: воспитанники, родители, воспитатели группы и музыкальный руководитель.
Письмо родителям:
Уважаемые родители!
Дети вашей группы принимают участие в проекте «Мастерская Матушки - Зимы».
Просим Вас помочь вашим детям в подборе информации о традиции отмечать праздник «Новый год».
Дети будут рады любой познавательной и художественной литературе для свободного чтения и рассматривания иллюстраций.
Посетите с детьми библиотеку, изготовьте новогоднюю игрушку, книжку-малышку.
Примите участие в выставке совместного творчества «Новогодняя фантазия».
С уважением воспитатели группы.
Этапы работы над проектом:
Этапы
|
Деятельность педагога
|
Деятельность детей
|
1этап
|
«Мастерская Матушки - Зимы»
|
Поиск и подбор информации совместно с родителями.
|
2 этап
|
- Классификация подобранного материала.
- Распределение воспитанников на группы.
- Подбор методической и художественной литературы по теме.
|
- Посещение библиотеки с целью сбора информации на тему «Как появился Новый год?»
- Поиск фотографий и иллюстраций с изображением разных новогодних игрушек.
- Художественно – продуктивная деятельность.
|
3 этап
|
- Беседы с воспитанниками о народных традициях встречи нового года.
- Оформление собранного материала.
- Оформление раздевалки и групповой к новогоднему празднику.
|
- Чтение познавательной и художественной литературы.
- Рассматривание фотографий, иллюстраций, новогодних открыток.
- Рассматривание новогодних игрушек из различных материалов.
- Д/и «Угадай и назови», «Подбери по назначению».
|
4 этап
|
Участие в выставке «Новогодняя фантазия»
|
|
Итог
|
Проведение новогоднего утренника
|
|
Что мы хотим узнать?
|
Как мы это можем сделать?
|
Что мы можем сделать?
|
- Где и когда зародился обычай встречать Новый год?
- Почему ёлка символ Нового года?
- Как украшают дом к празднику?
|
- Спросить у взрослых (родителей, воспитателей).
- Чтение познавательной литературы.
- Рассматривание иллюстраций с изображением различных новогодних украшений (шары, гирлянды и т.д.) принесённых детьми из дома.
- Посмотреть информацию в интернете.
|
- Нарисовать ёлку и другие атрибуты к празднику.
- Собрать рисунки в альбом «Мастерская Матушки Зимы».
- Изготовить гирлянды и игрушки для украшения ёлки.
- Украсить группу и приёмную к празднику.
- Изготовить карнавальные маски и атрибуты к утреннику.
- Оформить выставку на книжной полке (загадки, стихотворения, пословицы) о новогодней ёлке.
- Книжки – малышки «Пришла волшебница Зима».
|
Реализация проекта
Совместная деятельность с воспитанниками
|
Взаимодействие с родителями
|
Взаимодействие со специалистами
|
Познавательная деятельность:
- Беседы с воспитанниками о том «Как встречают Новый год»; «День рождения Деда Мороза»; «Почему ёлка символ Нового года».
Дидактические игры:
- «Собери новогоднюю картинку»; «Что напутал художник?»; «Наряди елочку»; «Составь орнамент»; «Продолжи гирлянду».
Чтение:
- «Детство Никиты» А. Толстой, «Старик годовик» В. И. Даль, «Зима» С.Дорожин, «Зима» И. Суриков, «Зимняя песенка», Р. Кудашева.
Художественно-продуктивная деятельность:
- Рисование: «Рукавички для Снегурочки», «Новогодняя ёлка», «Морозные узоры», «Раз снежинка, два снежинка».
- Аппликация: «Снеговик», «Шарики для ёлочки», «Ёлочка - красавица», «Карнавальная маска», «Мешок для подарков».
- Лепка: «Ёлочка – зелёная иголочка», «Новогодняя игрушка».
|
- Оформление папки – раскладушки для родителей. «Новогодние традиции».
- Беседы: «Как встречают Новый год»; «День рождения Деда Мороза».
- Изготовление «Новогодних поделок».
- Создание книжек – малышек с новогодними сюжетами «Пришла волшебница Зима».
|
- Рассматривание с детьми фотографий, иллюстраций связанных с новогодними праздниками.
- Расписывание шаблонов ёлок, рукавиц составление композиций из элементов декоративной росписи.
- Оформление выставки детского рисунка и поделок в приёмной группы на тему «Елочка - зеленая иголочка». Выполненных детьми дома и в непосредственно образовательной деятельности.
- Прослушивание и исполнение музыкально – ритмических упражнений. (подготовка к новогоднему утреннику)
|
Рефлексия участников проекта.
- Дети – что узнали нового (где могут пригодиться новые знания, чему научились, о традициях какого праздника ещё хотите узнать?)
- Родители – проект как стимул совместной с детьми деятельности; что узнали нового, над чем желаете ещё поработать?
- Педагоги – перспективы использования материалов дальнейшей работе.