Варианты использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

Давыдова Марина Константиновна
Сударчикова Александра Витальевна

Воспитатель, МДОБУ "Сертоловский ДСКВ № 3", г. Сертолово
Воспитатель, МДОБУ "Сертоловский ДСКВ № 3", г. Сертолово

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Давыдова М.К., Сударчикова А.В. Варианты использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 586539


 

Палочки Кюизенера придумал и разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976). Это палочки, которые часто называют «числами в цвете», цветными палочками, они являются универсальным дидактическим материалом для развития у детей математических способностей.

В комплекте 116 палочек 10 разных цветов, длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем длиннее палочка, тем большее значение числа она выражает.

 

Игровое упражнение «Составь поезд»

Дидактические задачи:

  • Закрепить представление о порядковом счёте в пределах 10;
  • Закрепить представление о количественном счёте в пределах 10.

Игровые задачи:

  • Выложи поезд из палочек–вагонов от самой короткой до самой длинной (от 1 до 10).

Игровые действия:

Дети выкладывают вагончики, начиная с белой палочки (1) и заканчивая оранжевой (10).

- Каким по порядку стоит голубой вагон? жёлтый?

- Вагон какого цвета стоит четвёртым? шестым?

- Какой по порядку вагон стоит между белым и голубым?

- Сколько всего вагончиков у поезда?

Вывод: палочки можно выложить в той же последовательности, что и цифры (от 1 до 10)

Игровое упражнение «Строим забор»

Дидактические задачи:

  • Закрепить представление о независимости результата количественного счета от направления счёта, расположения элементов множества и их качественных признаков;
  • Закрепить представление о количественном счёте в пределах 10.

Игровые задачи:

  • Учить строить ряд в соответствии с заданным алгоритмом.

Игровые действия:

Дети выкладывают заборчик: желтая палочка по вертикали, справа розовая по горизонтали, следующая голубая по вертикали и розовая по горизонтали (повторяем еще раз).

- Сколько всего дощечек в заборе? (считаем справа налево и слева направо)

- Сколько в заборе палочек одного цвета?

- Каких дощечек больше - голубых или розовых?

- Какие дощечки стоят по вертикали? По горизонтали?

Вывод: от расположения палочек в заборе и направлении счета их количество не меняется.

Игровое упражнение «Домик, в котором живут числа»

Дидактические задачи:

  • Закрепить навыки составления числа из двух меньших в пределах 10;
  • Закрепить элементарные математические представления о составе числа в пределах 10.

Игровые задачи:

  • Выложить из двух палочек (цвет соответствует цифре, которую я назову) крышу домика. Собрать домик путем подбора палочек из двух меньших. Бревнышки не должны повторяться.

Игровые действия:

Дети выкладывают из двух палочек соответствующего цвета крышу. Подбирают палочки для строительства домика:

- 1 (белая) - 5 (желтая); 2 (розовая) - 4 (красная); 3 (голубая) - 3 (голубая); 4 (красная) - 2 (розовая); 5 (желтая) - 1 (белая).  

- Какое число живёт в домике?

- Из каких палочек вы составили число? (шесть это один и пять, два и четыре, три и три и т.д.)

Вывод: для строительства домика используются палочки-бревнышки, соответствующие составу заданного числа.

Игровое упражнение «Найди ошибку»

Дидактические задачи:

  • Закрепить представление о названиях чисел в пределах 10, их порядке (числовой ряд);
  • Закрепить представление об обратном счёте в пределах 10.

Игровые задачи:

  • Выложи на столе лесенкой палочки от 1 до 10! Пересчитай.

Игровые действия:

Дети выкладывают лесенкой палочки от 1 до 10. Затем воспитатель предлагает ребятам закрыть глаза и переставляет палочки местами. Дети открывают глаза и смотрят, что изменилось, исправляют ошибку.

- Сколько ступенек в нашей лесенке? Давайте посчитаем.

- Что случилось с нашей лесенкой? Ступеньки «заблудились».

- Давайте все исправим и посчитаем от 1 до 10 и обратно.

Вывод: палочки стоят по порядку от 1 до 10.

Игровое упражнение «Покажи соседей числа»

Дидактические задачи:

  • Закрепить представление о графическом изображении числа (цифры);
  • Закрепить представление о предыдущем и последующем числе (соседи числа) в пределах 10 (называние соседей числа).

Игровые задачи:

  • Выложи перед числовой карточкой палочку, соответствующую числу. Назови соседей числа.

Игровые действия:

Дети выкладывают перед карточкой с цифрой нужную палочку. Карточки с цифрами выкладывают от меньшего числа к большему (то же делают с палочками).

- Какие числа стоят рядом с числом 3?

- Какое число стоит рядом с числом 5, но не 4?

- Назовите число, которое стоит между 6 и 8?

Вывод: каждой цифре соответствует палочка определённого цвета и длины; каждое последующее число больше предыдущего на 1.