Давыдова Марина Константиновна
Сударчикова Александра Витальевна
Воспитатель, МДОБУ "Сертоловский ДСКВ № 3", г. Сертолово
Воспитатель, МДОБУ "Сертоловский ДСКВ № 3", г. Сертолово
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Давыдова М.К., Сударчикова А.В. Варианты использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 586539
Палочки Кюизенера придумал и разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976). Это палочки, которые часто называют «числами в цвете», цветными палочками, они являются универсальным дидактическим материалом для развития у детей математических способностей.
В комплекте 116 палочек 10 разных цветов, длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем длиннее палочка, тем большее значение числа она выражает.
Игровое упражнение «Составь поезд»
Дидактические задачи:
Игровые задачи:
Игровые действия:
Дети выкладывают вагончики, начиная с белой палочки (1) и заканчивая оранжевой (10).
- Каким по порядку стоит голубой вагон? жёлтый?
- Вагон какого цвета стоит четвёртым? шестым?
- Какой по порядку вагон стоит между белым и голубым?
- Сколько всего вагончиков у поезда?
Вывод: палочки можно выложить в той же последовательности, что и цифры (от 1 до 10)
Игровое упражнение «Строим забор»
Дидактические задачи:
Игровые задачи:
Игровые действия:
Дети выкладывают заборчик: желтая палочка по вертикали, справа розовая по горизонтали, следующая голубая по вертикали и розовая по горизонтали (повторяем еще раз).
- Сколько всего дощечек в заборе? (считаем справа налево и слева направо)
- Сколько в заборе палочек одного цвета?
- Каких дощечек больше - голубых или розовых?
- Какие дощечки стоят по вертикали? По горизонтали?
Вывод: от расположения палочек в заборе и направлении счета их количество не меняется.
Игровое упражнение «Домик, в котором живут числа»
Дидактические задачи:
Игровые задачи:
Игровые действия:
Дети выкладывают из двух палочек соответствующего цвета крышу. Подбирают палочки для строительства домика:
- 1 (белая) - 5 (желтая); 2 (розовая) - 4 (красная); 3 (голубая) - 3 (голубая); 4 (красная) - 2 (розовая); 5 (желтая) - 1 (белая).
- Какое число живёт в домике?
- Из каких палочек вы составили число? (шесть это один и пять, два и четыре, три и три и т.д.)
Вывод: для строительства домика используются палочки-бревнышки, соответствующие составу заданного числа.
Игровое упражнение «Найди ошибку»
Дидактические задачи:
Игровые задачи:
Игровые действия:
Дети выкладывают лесенкой палочки от 1 до 10. Затем воспитатель предлагает ребятам закрыть глаза и переставляет палочки местами. Дети открывают глаза и смотрят, что изменилось, исправляют ошибку.
- Сколько ступенек в нашей лесенке? Давайте посчитаем.
- Что случилось с нашей лесенкой? Ступеньки «заблудились».
- Давайте все исправим и посчитаем от 1 до 10 и обратно.
Вывод: палочки стоят по порядку от 1 до 10.
Игровое упражнение «Покажи соседей числа»
Дидактические задачи:
Игровые задачи:
Игровые действия:
Дети выкладывают перед карточкой с цифрой нужную палочку. Карточки с цифрами выкладывают от меньшего числа к большему (то же делают с палочками).
- Какие числа стоят рядом с числом 3?
- Какое число стоит рядом с числом 5, но не 4?
- Назовите число, которое стоит между 6 и 8?
Вывод: каждой цифре соответствует палочка определённого цвета и длины; каждое последующее число больше предыдущего на 1.