Кириенко Наталия Анатольевна
Подобина Оксана Вячеславовна
Сапьян Елена Владимировна
Учитель-дефектолог, МДОБУ "ДСКВ №6", г. Всеволожск, Ленинградская область
Учитель-логопед, МДОБУ "ДСКВ №6", г. Всеволожск, Ленинградская область
Воспитатель, МДОБУ "ДСКВ №6", г. Всеволожск, Ленинградская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Кириенко Н.А., Подобина О.В., Сапьян Е.В. Социокультурная практика, как средство позитивной социализации ребёнка с ЗПР // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 585530
Проектная деятельность по своей сущности нацелена на формирование и коррекцию способностей, обладая которыми, ребенок оказывается более приспособленным к жизни, умеет адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Так как проектная деятельность является культурной формой деятельности, то у детей формируется способность к осуществлению ответственного выбора и способа поведения. Технология проектирования делает детей активными участниками воспитательно-образовательного процесса, развивает уверенность в своих силах, снижает тревожность, формирует навык поиска самостоятельного пути решения проблемы.
Наша творческая группа в составе: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, работает с детьми, имеющими нарушения в развитии. Для этих детей очень важно быть нужными, принятыми, быть самостоятельными, а значит и уверенными в своих силах. Для этого им предстоит научиться взаимодействовать как с взрослыми, так и со сверстниками: умение обратиться с вопросом, просьбой, самим ответить на множество вопросов, научиться называть предметы, обозначать действия, ориентироваться в пространстве, объяснять свои желания и потребности, понимать инструкции. Формирование этих умений гораздо эффективнее происходит при включении детей в проектную деятельность, в ходе которой развиваются коммуникативные навыки и корректируется эмоционально-волевая, познавательная и речевая сфера детей с ЗПР [3].
Участие в проекте – это беспроигрышное состязание с самим собой. Оно дает ребенку с ЗПР возможность проявить себя, укрепить и сохранить чувство собственного достоинства. Коллективная творческая деятельность побуждает к интересной, познавательной и радостной работе. При этом сохраняется индивидуальность каждого участника, вносящего свой неповторимый вклад в общее дело.
Проектная деятельность, поддерживает детскую познавательную инициативу, но на пути становления этой деятельности существуют определенные трудности. Социальная действительность является строгой нормативной системой, в которой человек должен действовать по определенным правилам, то есть стандартным способом [1].
Процесс обучения дошкольников часто строится по принципу: «повтори за мной». Другими словами, успешным, а значит умным, считается тот, кто может воспроизвести услышанную от педагога информацию. Ребенку достаточно повторить услышанное, следовательно, он использует только свою память, а не своё мышление.
Проблема заключается в том, что подобные принципы не задействуют, по мнению Л.С. Выготского, «зону ближайшего развития» ребенка, а значит, не решают задачи развития способностей дошкольников [2].
Инициатива же всегда предполагает выход за определенные традицией рамки. Вместе с тем это действие должно быть культурно адекватным, то есть вписываться в существующую систему норм и правил. Возникает вопрос: как поддержать, развить и сохранить детскую активность и инициативу в условиях нормативной ситуации? Разрешить эту проблему помогает проектная деятельность, как одна из эффективных форм детской деятельности.
Метод проектов реализуется, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагогов, детей и родителей путем поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Предлагаем вашему вниманию один из проектов, реализованных в рамках проектной деятельности. Этот краткосрочный проект был разработан специально для взаимодействия детей с ЗПР и детей массовых групп.
Краткосрочный проект «Если с другом вышел в путь»
Паспорт проекта
Название проекта |
«Если с другом вышел в путь» |
Руководитель проекта |
Учитель-дефектолог: Н.А. Кириенко Учитель-логопед: О.В. Подобина Воспитатели: Е.В. Сапьян |
Состав и возраст проектной группы |
Дети разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР и дети групп общеразвивающей направленности (от 4 до 7 лет). |
Срок реализации. |
Краткосрочный |
Типология проекта |
Социальный |
Направленность |
Коррекционная работа |
Образовательные области |
«Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие» |
Актуальность |
Социализация и интеграция детей с ЗПР становится приоритетной задачей современного российского общества. Дети с ЗПР всегда страдают от дискриминации и отчуждения, в том числе и в образовании. Значительное число их обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия для их обучения и воспитания, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации. Воспитательно-образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребенок постепенно утрачивает шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде. Позднее такие дети сталкиваются с проблемами в освоении социального опыта, имеют нарушения в процессе социальных взаимоотношений. Интеграция детей с ЗПР в воспитательно-образовательную деятельность основывается на концепции нормализации, в основе которой лежит идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут. Нашим педагогическим коллективом разработан краткосрочный проект интеграции детей с ЗПР в воспитательно-образовательное пространство ДОУ совместно с детьми общего развития. При этом дети с ЗПР рассматриваются не как дети с особыми образовательными потребностями, а как равноценные социально значимые партнеры, как для детей, так и для педагогов. |
Цель проекта |
Формирование физически развитого, эмоционально здорового и духовно богатого человека нового поколения, обладающего психофизическим здоровьем, навыками социальной адаптации к явлениям окружающей жизни и интеграции в современное общество. |
Задачи: |
Воспитательные: Воспитывать любовь и интерес к совместной деятельности со сверстниками. Обучающие: Формировать знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках, а также способствовать развитию осторожности, осмотрительности на дорогах. Развивающие: Продолжать развивать физические качества детей с ЗПР (ловкость, быстроту, выносливость) и приобщать детей к занятиям физической культурой и спортом. Коррекционные задачи: Учить детей с ЗПР взаимодействовать в социуме. Формировать представления о дружбе Развивать внимание, сосредоточенность. |
Этапы |
I этап-подготовительный II этап-основной III этап- итоговый |
Характеристика деятельности участников |
Воспитанники разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, родители. |
Характеристика деятельности участников в рамках проекта |
Учитель-дефектолог: Формирование познавательной активности детей с ЗПР в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ совместно с детьми групп общеразвивающей направленности. Учитель-логопед: Формирование речевой активности детей с ЗПР в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ совместно с детьми групп общеразвивающей направленности. Воспитатели группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР: Формирование творческой активности детей с ЗПР в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ совместно с детьми групп общеразвивающей направленности. Родители: Участие совместно с детьми в творческих мероприятиях (конкурсах, выставках, развлечениях и.т.д.). Воспитанники с ЗПР: Участие в совместной деятельности с детьми групп общеразвивающей направленности, педагогами и родителями. |
Рабочее планирование проекта |
1 этап – подготовительный: Педагоги: определяются с темой, вызывают интерес у детей к совместной деятельности с детьми групп общеразвивающей направленности. Педагоги составляют план проекта, знакомят родителей с проектом, собирают информацию, подбирают литературу, дополнительный материал. Родители: Анкетирование; знакомство с темой проекта. 2 этап – основной: Педагоги: разнообразные мероприятия детей с ЗПР в воспитательно-образовательное пространство ДОУ совместно с детьми. При этом дети с ЗПР рассматриваются не как дети с особыми образовательными потребностями, а как равноценные социально значимые партнеры, как для детей, так и для педагогов. Продолжить: Знакомство с правилами дорожного движения. Закрепление и активизация речевого материала. Проведение различных мероприятий: выставки детских работ, выставки творческих работ. Знакомство детей с играми различной направленности: игры с элементами психогимнастики, речевые игры, логические игры, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры, конструктивные игры. Знакомство с творчеством художников детской книги. Викторины, мультимедийные презентации и т.д. Родители: Участие в совместной работе специалистов ДОУ и семьи, направленной на своевременную помощь детям с ЗПР через совместную деятельность с детьми групп общеразвивающей направленности. 3 этап – итоговый: Физкультурно-музыкальное развлечение по ПДД: «Если с другом вышел в путь». |
Ожидаемые результаты по областям интеграции.
Ход проекта
1. Организационно-подготовительный этап
Форма работы обучающихся: Очная
Содержание работы обучающихся:
Выход этапа: Составление плана проектной деятельности по теме: «Если с другом вышел в путь».
2. Основной этап
Продолжительность: 2 недели
Форма работы обучающихся: Очная, дистанционная.
Содержание работы обучающихся:
Выход этапа:
3. Заключительный этап
Форма работы обучающихся: Очная, дистанционная.
Содержание работы обучающихся: Развлечение по ПДД: «Если с другом вышел в путь». Мероприятие проводится совместно для детей с ЗПР и детей групп общеразвивающей направленности.
Литература: