Сказка о Веселом Язычке: логопедический проект

Кутузова Валентина Владимировна

Учитель-логопед, МБДОУ ДС № 1, г. Озерск, Челябинская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кутузова В.В. Сказка о Веселом Язычке: логопедический проект // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 583397


 ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложение к статье


 

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.

Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может повысить возможности и качество развития ребенка с речевым недоразвитием, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяют методы и приемы образования воспитанника.

Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.

Многолетний опыт логопедической работы позволил выделить некоторые трудности и противоречия, которые могут возникнуть в процессе реализации данного вопроса. 

Во-первых, устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. 

Во-вторых, чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе. 

В-третьих, слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

В-четвертых, степень разработанности проблемы. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему использования проектного метода в работе с дошкольниками. Но область применения данного метода в логопедической практике остается пока слабо разработанной.

Целью повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. 

Задачи проекта:

Развивающие:

  • развивать речевую деятельность; 
  • развивать фантазию, воображение.

Воспитательные:

  • создать новогоднее настроение, желание творить и приносить радость другим;
  • вызвать желание у детей и родителей участвовать проекте;
  • привлечь родителей как активных участников к подготовке к проекту.

Обучающие:

  • формировать представления об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения;
  • формировать понятие «Артикуляция», выделить характерные особенности правильного произнесения звуков;
  • создать условия для знакомства детей с органами артикуляции.

Коррекционные:

  • вырабатывать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов.

Предполагаемый результат: 

  1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей. 
  2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей. 
  3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы. 

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, коллективный

Тип проекта: краткосрочный

Состав участников проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители. 

Проблемная ситуация: проект в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретаются в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.

Продукты проекта:

  • книжка-самоделка «Сказки о Веселом Язычке».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная, коммуникативная, чтение (восприятие художественной литературы).

Предметно-пространственная развивающая среда: территория детского сада; в группе: наглядные пособия.

Средства и оборудование: 

Технические: ноутбук, проектор.

Методические: наглядные пособия (профиль артикуляции), иллюстрации к артикуляционным упражнениям, подборка сказок о «Весёлом язычке».

Организационные: столы, клеенки, бумага, восковые мелки, акварель, гуашь, кисточки. Этапы проекта «Сказка о Веселом Язычке» для детей 5-7 лет с нарушением речи.

Этапы проекта

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 этап. Поисковый.

Создание условий для вхождения в проблемную ситуацию для детей и родителей.

Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта.

Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

Принимают задачу.

2 этап. 

Аналитический.

Сбор информации: 

- подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;

- изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;

- пополнение предметно-развивающей среды;

- привлечение родителей к работе над проектом;

- подборка консультаций по теме проекта.

Планируют с педагогом, что будут для этого
делать все вместе: рисовать, клеить,
разучивать стихи, песни, танцы,
договариваться с родителями о совместной работе, несут из дома дополнительный материал.

3 этап. Практический.

Проектирование текущей работы по проектной деятельности: смотри перспективный план (приложение).

- провести занятие по рисованию;

- разучить комплексы артикуляционных упражнений;

- придумать сказку о Веселом Язычке;

- создать условие для практического применения полученных знаний.

Рисуют Весёлого язычка;

Разучивают артикуляционные упражнения;

Придумывают сказку о Весёлом язычке

4 этап.

Презентационный.

Презентация коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке» 

 Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке

Выставка коллективной книжки-самоделки

«Сказки о Веселом Язычке»

 

Перспективный план по проекту «Сказка о Веселом Язычке» для детей 5-7 лет занимающихся на логопункте ДОУ

 

Дни недели

Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей.

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.

Взаимодействие с родителями.

Совместная деятельность взрослого и детей.

Индивидуальная деятельность с детьми.

Образовательная деятельность в режимных моментах.

 

 

Поне-дельник

07.10.19

Знакомство с органами артикуляции

«Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…»

Отгадывание загадок о зубах, губах, языке

Подготовить набор иллюстраций

Информирование родителей о задачах работы логопеда в ДОУ.

Вторник

08.10.19

Беседа «Артикуляционные уклады звуков»

Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции

Практическое применение в утренней гимнастке

Внести в группу альбом с иллюстрациями артикуляционных упражнений

Памятки «Строение артикуляционного аппарата»

Среда

09.10.19

Разучивание стихов к упражнениям.

индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений

Рисование картинки «Весёлый язычок»

Оформление выставки рисунков

Помощь родителей в рисовании картинок.

Четверг

10.10.19

Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке

Выполнить упражнения с использованием ярких иллюстраций

Определение места артикуляционной гимнастики в режиме группы

 

Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков.

Пятница

11.10.19

Чтение сказки о «Весёлом язычке»

Дидактическая игра «Подбери картинку»

 

Презентация коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке»

Повторение придуманной сказки

 

Литература:

  1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе // Логопед. 2005. № 5.
  2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб.: Детство-Пресс, 1999. 64 с.
  3. Буйко В. Чудо-обучайка. Екатеринбург: Литур, 2006.
  4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010. 
  5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
  6. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: Арти, 2005.
  7. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб.: Детство- Пресс, 2012. 112 с.
  8. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. СПб.: Литера, 2004. 64 с.
  9. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М. 2007. 
  10. Нищева Н.В.Веселая артикуляционная гимнастика. СПб.: Детство-Пресс, 2017. 32 с.
  11. Репина З.А.,Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург: Литур,1999. 208 с. 
  12. Фадеева Ю.А., Жилина И.И.Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012.