Кутузова Валентина Владимировна
Учитель-логопед, МБДОУ ДС № 1, г. Озерск, Челябинская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Кутузова В.В. Сказка о Веселом Язычке: логопедический проект // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 583397
ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложение к статье
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.
Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может повысить возможности и качество развития ребенка с речевым недоразвитием, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяют методы и приемы образования воспитанника.
Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.
Многолетний опыт логопедической работы позволил выделить некоторые трудности и противоречия, которые могут возникнуть в процессе реализации данного вопроса.
Во-первых, устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития.
Во-вторых, чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе.
В-третьих, слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
В-четвертых, степень разработанности проблемы. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему использования проектного метода в работе с дошкольниками. Но область применения данного метода в логопедической практике остается пока слабо разработанной.
Целью повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Задачи проекта:
Развивающие:
Воспитательные:
Обучающие:
Коррекционные:
Предполагаемый результат:
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, коллективный
Тип проекта: краткосрочный
Состав участников проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Проблемная ситуация: проект в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретаются в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.
Продукты проекта:
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная, коммуникативная, чтение (восприятие художественной литературы).
Предметно-пространственная развивающая среда: территория детского сада; в группе: наглядные пособия.
Средства и оборудование:
Технические: ноутбук, проектор.
Методические: наглядные пособия (профиль артикуляции), иллюстрации к артикуляционным упражнениям, подборка сказок о «Весёлом язычке».
Организационные: столы, клеенки, бумага, восковые мелки, акварель, гуашь, кисточки. Этапы проекта «Сказка о Веселом Язычке» для детей 5-7 лет с нарушением речи.
Этапы проекта |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
1 этап. Поисковый. |
Создание условий для вхождения в проблемную ситуацию для детей и родителей. Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта. Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы. |
Принимают задачу. |
2 этап. Аналитический. |
Сбор информации: - подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта; - изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта; - пополнение предметно-развивающей среды; - привлечение родителей к работе над проектом; - подборка консультаций по теме проекта. |
Планируют с педагогом, что будут для этого |
3 этап. Практический. |
Проектирование текущей работы по проектной деятельности: смотри перспективный план (приложение). - провести занятие по рисованию; - разучить комплексы артикуляционных упражнений; - придумать сказку о Веселом Язычке; - создать условие для практического применения полученных знаний. |
Рисуют Весёлого язычка; Разучивают артикуляционные упражнения; Придумывают сказку о Весёлом язычке |
4 этап. Презентационный. |
Презентация коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке» Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке |
Выставка коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке» |
Перспективный план по проекту «Сказка о Веселом Язычке» для детей 5-7 лет занимающихся на логопункте ДОУ
Дни недели |
Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей. |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. |
Взаимодействие с родителями. |
||
Совместная деятельность взрослого и детей. |
Индивидуальная деятельность с детьми. |
Образовательная деятельность в режимных моментах. |
|
|
|
Поне-дельник 07.10.19 |
Знакомство с органами артикуляции |
«Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» |
Отгадывание загадок о зубах, губах, языке |
Подготовить набор иллюстраций |
Информирование родителей о задачах работы логопеда в ДОУ. |
Вторник 08.10.19 |
Беседа «Артикуляционные уклады звуков» |
Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции |
Практическое применение в утренней гимнастке |
Внести в группу альбом с иллюстрациями артикуляционных упражнений |
Памятки «Строение артикуляционного аппарата» |
Среда 09.10.19 |
Разучивание стихов к упражнениям. |
индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений |
Рисование картинки «Весёлый язычок» |
Оформление выставки рисунков |
Помощь родителей в рисовании картинок. |
Четверг 10.10.19 |
Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке |
Выполнить упражнения с использованием ярких иллюстраций |
Определение места артикуляционной гимнастики в режиме группы |
|
Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков. |
Пятница 11.10.19 |
Чтение сказки о «Весёлом язычке» |
Дидактическая игра «Подбери картинку» |
|
Презентация коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке» |
Повторение придуманной сказки |
Литература: