Формируем звуковую культуру речи у младших дошкольников

Ширинкина Кристина Алексеевна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад №1 "Рябинка", г. Нефтеюганск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ширинкина К.А. Формируем звуковую культуру речи у младших дошкольников // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 582910


 

Цель: повышение компетентности родителей в создании условий для развития звуковой культуры речи дошкольников в семье, в организации упражнений, направленных на развитие звуковой стороны речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Познакомить с организацией работы в ДОУ по развитию звуковой культуры речи;
  2. Предоставить родителям практические рекомендации по использованию артикуляционной гимнастики, игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, мелкой моторики, игрового самомассажа, которые можно организовать в домашних условиях.

Участники: воспитатель, родители.

Оборудование для проведения мероприятия: презентация Microsoft PowerPoint «Организация работы по развитию звуковой культуры речи детей в группе»; памятка для родителей «Развитие звуковой культуры речи детей в семье»; вертушки, воздушные шары, мыльные пузыри, коктейльные трубочки, стаканчики с водой, гусеница, снежинки на палочке/ снежинки, массажные мячи, зеркала.

Предварительная работа:

  1. Подготовка памятки «Развитие звуковой культуры речи детей в семье».
  2. Создание презентации «Организация работы по развитию звуковой культуры речи детей в группе»

План проведения:

  1. Вступительное слово педагога.
  2. Теоретические аспекты развития звуковой культуры речи ребенка 3-4 лет. 
  3. Информирование родителей об организации работы по развитию звуковой культуры речи детей в группе. 
  4. Практикум «Практические упражнения для развития звуковой культуры речи в семье».
  5. Рефлексия.

 

Ход мероприятия

1. Вступительное слово педагога

Здравствуйте, уважаемые родители, мы очень рады нашей встрече, посвящённой проблеме развития звуковой культуры речи младших дошкольников. Надеюсь, наша встреча будет интересной и плодотворной. 

2. Теоретические аспекты развития звуковой культуры речи ребенка 3-4 лет

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

В результате целенаправленной работы постепенно увеличивается пассивный и активный словарь, дети приучаются правильно произносить слова, имеющиеся в их активном словаре.

Показателями развития детей 3-4 лет на конец года являются: 

  • совершенствование умений правильно и четко произносить гласные звуки (а, о, у, ы, и) изолированно, в словах и фразовой речи; 
  • правильное и четкое произношение некоторых согласных звуков (м-п-б-т-д-к--н-х-ф-в-с-з-ц) изолированно, в словах и фразовой речи; 
  • умение произвольно регулировать силу голоса (тихо – громко), темп речи (быстро–медленно), речевое дыхание; 
  • использование выразительных средств речи – темп и ритм, пауз, разнообразных интонаций. 

3. Информирование родителей об организации работы по развитию звуковой культуры речи детей в группе

Сегодня я расскажу о том, как мы организуем работу по развитию звуковой культуры речи детей в группе. 

Демонстрируется слайдовая презентация с фото детей и осуществляется комментирование: 

«Работа по развитию звуковой культуры речи детей в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: в непосредственно - образовательной деятельностимы проводим занятия 1 раз в неделю, в игровой деятельностимы играем с детьми каждый день, например, подвижная игра «Самолеты», где мы с детьми подражаем звукам самолета, его двигателя, процессу заправки самолета бензином; в художественно-продуктивной деятельности - , в театрализованной деятельностимы проигрываем с детьми знакомые им сказки(«Репка», «Колобок»), в процессе чего каждый ребенок имеет свою роль, подражает голосу/ звукам/ интонации героя. 

Для успешного становления звуковой культуры речи необходимо организовать работу по следующим направлениям в режимных моментах, на занятиях, в игре: 

  • на развитие артикуляционного аппарата; 
  • для развития речевого дыхания; 
  • для развития мелкой моторики

Для развития интонационной выразительности речи, мы организуем в группе выразительное чтение воспитателем и рассказывание сказок, стихов, потешек, игровые упражнения на имитацию тембра голосов разных персонажей, например, «скажи, как мышка, как медведь», на передачу разных эмоциональных состояний, например, «Скажи грустно, скажи удивленно и т.п.» 

4. Практикум «Практические упражнения для развития звуковой культуры речи в семье»

Сегодня я хочу познакомить вас с упражнениями, способствующими развитию звуковой культуры речи у детей, которые вы сможете повторить дома.

Для того, чтобы ребенок отчетливо и правильно произносил звуки, необходимо в первую очередь развивать дыхание. От дыхания зависит многое, например, если малыш во время разговора недоговаривает какой-либо звук, то его будет довольно сложно понять. Как ни странно, но, во-первых, кроху необходимо научить правильно, дуть. Существует несколько легкий и веселых игр, во время которых малышу будет не только полезно, но и весело проводить время.

Дыхательные упражнения

Мыльные пузыри

(Педагог демонстрирует действия с предметами)

Дети просто обожают надувать пузыри, поэтому эти упражнения малыш будет выполнять с удовольствием. Целью является развитие мышц губ и умения плавно и сильно дышать. Чтобы усложнить задачу, необходимо не только надуть мыльный пузырь, но и воздушной струей не давать ему спуститься вниз.

Пузырь

Это простейшая игра состоит в следующем, взрослый должен попросить ребенка изобразить пузырь, приговаривая: «Надувайся пузырь большой-пребольшой», а потом после фразы «Лопнул», малыш должен произнести звук [С], имитируя выходящий воздух.

Снежинки

Нужно вырезать из бумаги небольшую снежинку, положить ее на ладонь и показать малышу, как ее правильно сдуть с ладони. Главное, чтобы вдох был через нос, а выдох происходил через рот.

Вертушка. (Воспитатель демонстрирует действия с предметами)

Для игры потребуется игрушка-вертушка из бумаги. Показать ребёнку, как надо подуть на вертушку, чтобы она пришла в движение. Затем предложить ребёнку самому подуть на неё.

Гусеница

Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. А также больше давайте ребенку грызть морковь, яблоки, что будет способствовать развитию артикуляции.

Учимся делать упражнение, которое логопеды называют «Улыбка».

Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

«Чистим зубы»: Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево - вправо) 

под счёт до десяти. Затем поднять язык вверх и почистить за верхними зубами (рот широко открыть). 

«Часики»: Улыбнуться, открыть ротик. Тянуться язычком попеременно то к левому уголку ротика, то к правому.

«Расческа»: Улыбнуться, закусить язычок зубками. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как- бы «причёсывая» его.

«Заборчик»: Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении до счёта десять, затем вернуть губы в исходное положение. 

Мелкая моторика

Для формирования правильного звукопроизношения необходимо развивать мелкую моторику ребёнка.

Самомассаж.

Начинать упражнения массажем и самомассажем лучше с небольшой разминки – сгибания и разгибания пальчиков, движений кистей рук, сгибания и разгибания локтей. Медленно показывайте ребёнку позу кисти руки, при затруднении помогайте своими руками, действуйте совместно. Проговаривайте действия, выполняя движения. Показывайте движения сначала на своей руке, а потом на руке ребёнка.

Необходимо стараться сохранять приподнятое настроение, стимулировать ребёнка поощрительными высказываниями! Длительность массажа с младшими дошкольниками 5-7 минут.

При выполнении массажных движений используют движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук:

Поглаживание - можно поиграть в игру «Погладим пушистого кролика» - поочерёдно поглаживать левой рукой правую, а правой рукой левую руку, 

«Моя семья» (массажными кольцами.)

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я.

(поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец)

Вот и вся семья!

(кольцо в центре ладони, сжатие в кулаке и разжатие всех пальцев одновременно)

Упражнения на мелкую моторику разнообразны. Особенно интересны, когда используются предметы. 

Еще один способ профилактики и активизации речи ребенка – Су-джок терапия или «Весёлые шарики-ёжики»

Это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков удобно массировать пальцы в целях благотворного влияния на весь организм.

«Доброта»

Если пальчики грустят –

(сжимаем и разжимаем шарик в руке)

Доброты они хотят.

(гладим шариком ладонь)

Если пальчики заплачут

(стучим шариком по ладони)

Их обидел кто-то значит.

Наши пальцы пожалеем

(гладим шариком ладонь)

Добротой своей согреем.

(дышим на руки)

Упражнения для развития голоса.

Еще не все дети обладают способностью управлять своим голосовым аппаратом, т.е. менять громкость, высоту голосу, темп речи.

Для этого научите малыша говорить голосом разной силы: то тихо, то громко. Например, озвучивая большую собаку, а затем маленькую.

Учите говорить не только голосом разной силы, но и шепотом. Например, кукла спит и, чтобы ее не разбудить, надо говорить шепотом – вот так. Учите говорить голосом разной высоты. Вот из далека летит самолет – произнесите высоким голосом: «У-у-у…», а вот самолет подлетел близко и загудел низко: «У-У-У…»

Подражайте голосам животных, звукам предметов. Например, как разговаривает лягушка? Как мычит корова? 

Чистоговорки

Для закрепления правильного произношения звуков мы заучиваем с детьми чистоговорки.

Давайте мы сейчас с вами проговорим некоторые из чистоговорок для того, чтобы вы могли организовать работу дома.

  • «А-а-а-шире ротик,детвора», 
  • «А-а-а-у меня болит нога.»
  • «У-у-у- всех детей зову», 
  • «И-и-и-ротик к ушкам растяни.»
  • «Ом- ом- ом - мы гулять идем.»
  • «Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.»

Кроме вышеперечисленных упражнений существует несколько способов развития четкого говорения у детей дошкольного возраста. Например, разучивание коротких стихотворений, чистоговорок, небольших рассказов (Для этого маме необходимо несколько раз перечитать произведение, а потом делать смысловые остановки, чтобы ребенок сам произнес следующую фразу).

6. Заключительная часть. Рефлексия

Педагог: Пришло время подвести итоги нашей встречи. Уважаемые родители, прошу поделиться своими впечатлениями о данном мероприятии. 

Родители делятся впечатлениями. 

Педагог: В заключении встречи хочу еще раз обратить внимание на культуру родного языка и отметить, что нам с вами следует помнить что, когда ребенок слышит правильную речь, он невольно воспринимает её, и мало-помалу приобретает навык могущественной силы привычки. Воспримет его ухо какие-нибудь неправильные, извращенные слова и так же незаметно это войдёт в его речь, а с недостатками речи бороться очень трудно. Поэтому разговаривайте с детьми и в присутствии детей красиво, грамотно, выразительно! Успехов вам в развитии речи ваших детей!

Вручение родителям памяток по развитию речи в семье.