Позденкова Саида Айдамировна
Воспитатель, МДОУ «Д/с № 11», г. Ухта, Республика Коми
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Позденкова С.А. Звуки [c], [c’], буква С: сценарий открытой НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 582910
Цель: формирование умения различать твердые и мягкие согласные звуки [c], [c’], и знакомство с буквой «С».
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Словарная работа: активизация словаря: гласные, согласные, мягкий, твердый, глухой, звонкий, слог.
Методы и приемы:
Наглядные: демонстрационный материал (зеркала, самосвал, скотч, краски, стерка, скрепка, портфель, магнитный алфавит, буква (О, С), фишки, камушки, пуговицы, фасоль, предметные картинки).
Словесные:
Игровые:
Методы повышения познавательной активности:
Предварительная работа:
Ход занятия
Организационный момент
Дети стоят на ковре в кругу с воспитателем, воспитатель и дети приветствуют друг друга, после которого дети садятся на стульчики.
Приветствие:
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Воспитатель привлекает внимание детей:
Воспитатель (далее – В): Друзья, вы растете и становитесь большими, скоро закончите детский сад и пойдете куда?
Дети (далее – Д): В школу.
В: Кем станете?
Д: Учениками.
В: Какая самая необходимая вещь для школы?
Д: Учебник, тетрадь, портфель.
В: В этом портфеле школьные принадлежности, давайте попытаемся угадать какие?
Игра «Угадай на ощупь» (Сидя в кругу)
В портфеле: скрепка, фломастеры, краски, ластик, скотч, доска, стакан, стул, глобус, пластилин, число, сменка. (педагог проговаривает названия предметов, выделяя звук [c]).
В: Что объединяет в названиях всех этих предметов? (подсказка по звучанию)
Д: В названиях всех этих предметов есть звук [c]. И вся наша сегодняшняя деятельность будет связана с этим звуком [c] и [c’].
Основная часть. Сообщение темы занятия
Воспитатель (привлекает внимание детей на план работы занятия)
Сегодня мы познакомимся со звуками [c] и [c’].
Фонематическая зарядка
В: Когда воздушный шарик начинает сдуваться, воздух из него выходит так [с – с – с].
В: Давайте все вместе произнесем, посмотрев в зеркало.
Характеристика звука [с].
В: Обратите внимание, что когда мы произносим звук [с] наши губки растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за нижние зубки.
В: Давайте, проверим какая струйка воздуха выходит изо рта, когда мы произносим звук [с], теплая или холодная?
(Холодная струя воздуха).
В: Звук [с] гласный или согласный?
(Согласный, т. к. воздух встречает препятствие - зубы.)
В: Давайте определим звук [с] глухой или звонкий? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Положим ладошку на горлышко и произнесем звук [с] – дрожит горлышко или нет?
(Горлышко не дрожит, значит, звук [с] глухой).
В: Какой он по твердости-мягкости?
(Твердый).
В: Значит звук [с] – согласный, глухой, твердый.
(Попросить повторить 2-3 детей).
В: Какой звук [с’] – согласный, мягкий, глухой.
Игра «Поймай звук»
В: А давайте поймаем звук в словах?
Воспитатель произносит слова, а дети слушают их с закрытыми глазами.
В: Сейчас я буду называть разные слова, а вы будете «ловить» в ладошки только те слова, в которых есть твердый звук [c]. Слова: собака, сито, стадо, самосвал.
В: А теперь вы будете «ловить» только те слова, в которых есть мягкий звук [c’]. Слова: Сено, Саша, селедка, Сок, Синица. (Дети хлопают) Молодцы.
Предложить детям самим находить слова с твердым, затем с мягким звуком
(Дети рассаживаются за столы)
В: Ребята, что у вас на столах?
Д: Фишки (красного, синего и зелёного цвета)
В: Покажите мне, фишкой какого цвета мы обозначаем твердый согласный звук? (Дети показывают синий квадрат).
В: Молодцы, а фишкой, какого цвета мы обозначаем мягкий согласный звук? (Дети показывают квадрат зеленого цвета).
Игровое упражнение «Составь слово»
В: Мы уже умеем составлять слова из звуков.
Загадаю вам загадку
У него четыре ножки,
Любят спать на нем все кошки.
Если кто-то хочет есть,
На него придется сесть…(Стул)
В: Предлагаю составить звуковой анализ этого слова.
Один ребёнок выполняет задание у доски, остальные – за столами. Дети выкладывают слово Стул из фишек (зелёный, красный, синий).
Молодцы.
Еще запланированы санки, сено, синица.
В: попросить детей встать, и обратиться к плану работы.
В: Что у нас еще по плану не реализовано?
Д: Знакомство с буквой.
В: Ребята, а чем отличается звук от буквы.
Д: (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).
В: Какой же буквой обозначается в алфавите?
Д: Буквой С [эс].
Предложить найти букву в магнитном алфавите.
На доску вешается картинка с буквой С [эс].
Знакомство с буквой С [эс]
Буква «О» жила на свете
Что же с ней случилось дети?
Вдруг кусочек «О» исчез,
Получилась буква ….С [эс]
Воспитатель показывает, как пишется буква С [эс].
На что похожа буква С [эс].
Затем предложить детям нарисовать букву С [эс] в воздухе (дети прорисовывают букву в воздухе).
В: А сейчас мы с вами выложим букву С [эс] из природного и бросового материала.
Молодцы.
Заключительная часть.
В: Ребята, что мы с вами делали?
(обратить внимание детей на план). Вы сегодня все старались, вы большие молодцы!