Приходи весна в наш Мордовский край

Бекшаева Людмила Васильевна

Воспитатель, МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида», Рузаевка

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Бекшаева Л.В. Приходи весна в наш Мордовский край // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 23.04.2024).

Заказ № 582110


 

Цель: дать детям представление об особенностях культуры мордовского народа, расширить представления детей об устном – народном творчестве.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с традициями и календарно-обрядовыми праздниками своего народа и стимулировать к ним интерес. Закрепить и уточнить знания и представления о перелетных птицах.

Развивающие: Развивать у детей интерес к культуре мордовского народа через заклички, подвижные игры, стихи, способствующие формированию основ эстетической культуры личности ребёнка. Развивать умения наблюдать и описывать, углублять и уточнять знания о перелетных птицах весны. Способствовать развитию любознательности, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о перелетных птицах.

Воспитательные: Воспитывать уважение, интерес и любовь к мордовской культуре. Формировать нравственные человеческие качества, уважительное, бережное отношение к традициям родного края. Способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира. Воспитывать бережное отношение к природе.

Условия и особенности реализации мероприятия: Данная методическая разработка может быть использована в работе с детьми средней группы для ознакомления с мордовскими праздниками и приуроченных к ним устно-поэтическим творчеством мордовского народа.

Место проведения: Музыкальный зал.

Участники: Воспитатель: Бекшаева Л.В., дети средней группы, родители.

Музыкальное оформление: Н. Рузанкина «Луга лангсо», А. Рыбников «Бежит, бежит ручеек», детская песенка «Весна красна идет», хоровод-инсценировка «Селека» (мордовская народная песня, Р. С. Зорькина «Минь листяно улицяв».

Художественное оформление, реквизиты, костюмы:

В зале развешены картинки с изображением птиц, деревьев, на лицевой стене зала образ русской и мордовской женщины символизирующие встречу весны. Маски дятла, ласточки, жаворонка. Картинки с изображением гнезд птиц для игры.

 

Ход праздника:

 

(Под музыкальное сопровождение Н. Рузанкина «Луга лангсо»)

Дети выходят в цент зала

Ведущий: Шумбратада, ялгат!

Здравствуйте, дети!

 

Дети. Шумбратада!

 

1 ребёнок:Что за славный денек

На бугре солнцепек.

Собирайся народ у ворот,

Петь, шутить хороводы водить,

Весну красную веселить.

 

2 ребенок:

Идёт Матушка-Весна,

Отворяй-ка ворота.

Первым март пришёл,

Всех друзей привёл.

 

3 ребенок:

А за ним апрель

Отворяй пошире дверь.

А потом придёт и май,

В наш родной мордовский край!

(Народный фольклор)

 

4 ребенок:

Етась тялось. Сась тундась. (Прошла зима. Пришла весна.)

Ванды ули мазы майсь. (Завтра будет красивый май.)

Сембе нармоттне сайхть меки, (Все птицы прилетят обратно,)

Конат тушендсть лямбе крайс. (Которые улетали в теплые края.)

 

Воспитатель: Проходите на лавочки, садитесь удобно, да прямо.

Посидим рядком, да поговорим ладком!

Я хочу вам рассказать, как весну встречали и зазывали по старой традиции русского и мордовского народа.

А скажите- ка мне, дети, какие вы знаете приметы весны?

Дети: День стал длиннее, тает снег, набухают почки, прилетают птицы из тёплых краёв.

Воспитатель: По народным представлениям весна сама не придет, ее нужно пригласить. Вот и зазывали весну песнями – веснянками, закличками.

И говорили в старину так:

Солнышко, выгляни, красное высвяти!

К нам на праздник приходи, да весну разбуди!

Воспитатель: Мордовский народ закликал не только весну, но и перелётных птиц, как вестников благодатной весны, которые, как считалось, весну приносили на своих крылышках. Люди придумали праздник 

«Закликание жаворонков».

Есть поверье, что в этот день разные птицы прилетают из теплых краев.

Загадывание загадок:

Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, а вы должны отгадать о каких птицах идет речь:

Угадайте, что за птичка:

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

 

(Выходит ребенок в маске ласточки и рассказывает про ласточку).

Ребенок -Ласточка:

Я – ласточка и моя жизнь связана с человеком. Свое гнездо не вью, а леплю из комочков глины, песка вперемежку с травой. А домик устраиваю под крышей домов.

Ведущий:

Хоть и скромен с виду он

Пестренькие перья, маленький носок.

Но имеет звонкий голосок.

В поле он живет

Раньше всех из птиц встаёт,

Всю весну и лето песенки поет

Всё живое поднимает,

Как ту птичку называют? (Жаворонок)

 

Ребенок -Жаворонок:

Я – веселый жаворонок. Свое гнездо я делаю в земле, вью его из стеблей травы, корешков, а во внутрь кладу мягкий слой пуха и шерсти животных.

Ведущий:

Ходит в красной тюбетейке,

И сидит не на скамейке,

А на дереве в лесу,

И почти что навесу.

Постучит, букашку схватит

Знаменитый "доктор".

(Дятел)

 

Ребенок-Дятел:

Я, дятел- санитар леса. Хорошо устроился в дупле, которое я каждый год меняю.

Ведущий:

А сейчас мы поиграем в дидактическую игру «Чье гнездо?».

(Дети, прослушав рассказы про птиц, ищут соответствующие им гнезда, по картинкам).

Ребята, назовите мне, еще раз какие птицы прилетают весною из жарких стран?

Дети: Ласточка, грачи, соловей, скворец, кукушка, жаворонок.

Воспитатель: А как мы их назовем одним словом?

Дети: перелетные.

Воспитатель: Правильно. Пришла весна на Великую Мордовскую землю. И одна из первых птиц, прилетающая на наши родные просторы – это жаворонок.

И вот ранним утром донесется трель- «чри-чрии-и».

Жаворонки прилетели! Жаворонки прилетают весной и поют свои чудесные птичьи песни и называют его «певцом весны».

Послушайте голос жаворонка. (запись)

Воспитатель: Какой голос?

Дети: Звонкий, приятный, мелодичный, заливистый, звонкоголосый, напевный.

Воспитатель: Гнезда жаворонки устраивают на земле, в ямках. Выстилают его травой, перьями, конским волосом. 

Давайте с вами поиграем в игру «Жаворонки в гнездышках»

(воспитатель кладет обручи разного цвета: желтый, зеленый, синий на пол)

Запомните какого цвета у вас гнездо. Когда звучит музыка «жаворонки» улетают из гнезда. Когда музыка закончится нужно занять свое гнездо. Будьте внимательны.

Воспитатель: Молодцы, жаворонки, не потерялись.

Проходите на лавочки. Мы продолжим свой рассказ о народном празднике.

В день праздника мамы рано вставали и из теста лепили булочки, похожие на птичек- жаворонушек. Пекли их в печке, а затем раздавали всем членам семьи. Дети влезали на пригорки, на крыши домов, сараев и закликали приход весны пением призывных песен. Вот и я вам сегодня испекла жаворонков, мы с вами будем весну кликать!

Дети (поют закличку):

Дети (поют закличку)

Жаворонкат лиеда Жаворонки прилетайте

Пизонянтень тиеда. Свои гнезда делайте.

Пацянятнень лангса, На своих крыльях

Мазы тундать кандость. Весну – красну принесите.

 

Очень много традиций и обрядов у мордвы. Весна наступала медленно, чтобы приблизить наступление столь долгожданной весны, несущей новую жизнь, радость, тепло и свет, мордовский народ зазывал весну. Давайте и мы с вами споём весеннюю закличку.

Дети: (закликают)

Дети (поют) Тунда, тунда, сак,сак! (Весна, весна приди!)

Тяла, тяла, тук, тук! (Зима, зима уйди!)

Лямбе пизем кантт, кантт! (Теплый дождь нам принеси!)

Сери сёрот макст, макст! (Высокую пшеницу вырасти!)

Весну созывали и второй раз. Этот день назывался день Сороки – Сезьгата. Сезьгата – это птица, которая никуда не улетает на зиму и все зимние холода и морозы переживала.

(Дети в масках сороки выходят в центр зала и инсценируют сценку)

Инсценировка «Сезьгата» («Сорока»).

– Ай,сязьгата, сязьгата. Мес кувака пулоце?

– Мес кувака пулозе? Пулозе — монь рулезе.

(Сорока, сорока. Почему у тебя такой длинный хвост?

– Почему такой длинный хвост? Хвост — это мой руль).

Хоровод «Нармоннят», слова и музыка народные.

Ведущий:

Часто молодёжь отправлялась на берег реки, пели песни, веселилась и славила Вармаву - покровительницу ветра и Виряву- покровительницу воды.

Ребенок:

Ой, Вармава, Вармава! (Ветер, ветер, ветерок!)

Сась, сась тундась, (Пришла, пришла весна,)

Тусь тундань, шадыведсь! (Пришло весеннее половодье!)

Ива - Вась! Ива - Вась!

Ведущий:

Весной очень много ручейков бегут по дорогам, вот и мы сейчас с вами поиграем в игру «Ручеек».

(Игроки разбиваются по парам и, взявшись за руки, образуют «живой коридор - ручеек». Оставшийся без пары игрок проходит внутри коридора, выбирая себе пару. Обычно, по правилам, мальчик выбирает девочку, а девочка – мальчика. Новая пара, пройдя через коридор, становится впереди, а оставшийся без пары игрок снова ищет пару).

(Звучит детская песенка «Бежит, бежит ручеек»).

(Пока дети играют в игру, Весна готовится к выходу).

(Звучит детская песенка «Весна-красна идет»)

Весна:

- Шумбратада, шабанят! А вага мон, мазы тундась. Ламоксть тинь монь тернемасть. Мон сань тиентть инжекс. А, ну-ка, ялгат, лиседа моронь морама.

(Здравствуйте, дети! Вот и я Весна – красна, много раз вы меня звали. Я и пришла к вам в гости. Дети, выходите, споем с вами мордовскую песню).

 

«Минь листяно улицяв»

 

1. Минь листяно улицяв,

Карматано морамо.

Вай, лёх, вай-ва-лёх,

Карматано морамо.

 

2. Карматано морамо

Дыцюлкасо, котасо.

Вай, лёх, вай-ва-лёх,

Карматано морамо.

 

3. Выйдем мы на улицу,

Будем вместе песни петь,

Вай, лёх, вай-ва-лёх,

Будем вместе песни петь.

 

4. И в чулках, и в сапогах,

Вай, лёх, вай-ва-лёх,

Будем вместе песни петь

Да в сапожках новеньких,

Да в рубашках беленьких

Вай, лёх, вай-ва-лёх,

Да в рубашках беленьких.

 

Ведущий: Чем-то вкусным пахнет! А вот и жаворонки поспели! Угощайтесь!

(Весна раздает детям выпечку жаворонки и все уходят в группу

 

Литература:

  1. Борисов А. Детский фольклор. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1973. 37 с.
  2. Детские загадки о птицах. URL: http://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-ptic/.
  3. Зорькина Р.С. Шумбрачи, тиринь мастором. Саранск: Поволжский центр культур финно-угорских народов, 2010. 116 с.
  4. Исайкина А.И. Лихтибряня. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1992. 100 с.
  5. Карпушина Л.П. Воспитание детей шестилетнего возраста средствами мордовского фольклора. Саранск: МРИПКРО, 1996. 87 с.
  6. Мордовский фольклор // Сятко. 2016. № 1. С. 15–16.
  7. Мордовский фольклор // Сятко. 2016. № 1. С. 7–8.