В музее тряпичных кукол

Индутенко Галина Николаевна
Норцова Светлана Сталиевна

Воспитатель, МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6", Белгородская обл.
Воспитатель, МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6", Белгородская обл.

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Индутенко Г.Н., Норцова С.С. В музее тряпичных кукол // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 31.03.2020).

Заказ № 560419


 

Актуальность

Патриотизм у подрастающего поколения неразделим с изучением истоков русского народа. И начинать такую работу необходимо с дошкольного возраста. У детей дошкольного возраста еще не сформировалась свое мнение о нравственных ценностях. В настоящее время многое в нашей истории меняется и поэтому важно показать, что русское народное творчество вечно и очень ценно. Народное творчество питает душу добротой и красотой.

Цель: развивать творчество дошкольников через познание русских народных традиций, через ознакомление с русским народным творчеством, с тряпичными куклами. Воспитывать уважение у детей к культурным ценностям своего народа.

Задачи

  • познакомить детей с историей возникновения тряпичных кукол, с видами тряпичных кукол;
  • вызвать у детей интерес к народным традициям;
  • активизировать словарный запас у детей (экскурсовод, экспонаты) и эмоциональную выразительность речи;
  • развивать у детей творчество и художественный вкус.

Предварительная работа с воспитанниками и их родителями: сбор экспонатов для музея; изготовление тряпичных кукол, соблюдая народные традиции. 

Оборудование:

  • музей в чемодане тряпичных кукол;
  • набор тканей и красные нитки для изготовления куклы «Пеленашка»;
  • схема инструкция по изготовлению куклы «Пеленашка»;
  • фонограмма звучащего колокольчика;
  • минус песни «Земелюшка – чернозем»;
  • фонограмма песни «Русская народная колыбельная».

Ожидаемые результаты:

  • усвоение знаний о традициях русского народа;
  • умение различать обрядовых кукол от игровых и кукол – оберегов;
  • умение изготавливать тряпичную куклу «Пеленашка» из подручного материала;
  • появилось желание узнать больше о традициях русского народа;
  • пополнился словарный запас словами: экскурсовод, экспонаты, куклы – обереги, обрядовые куклы. 

 

Ход занятия

Воспитатель

Ребята, сейчас мы отправимся с вами в необычный музей, который помогли нам приготовить ваши родители. Музей тряпичных кукол.

(В группе, раздается звон колокольчика и появляется кукла в русском народном костюме «Колокольчик».)

Кукла «Колокольчик» 

Здравствуйте! Как я рада всех видеть?

Воспитатель

А вы кто такая?

Кукла «Колокольчик» 

Я, тряпичная кукла «Колокольчик».

Воспитатель

Вот здорово!!! Кукла?!! А мы как раз в музей тряпичных кукол отправляемся.

Кукла «Колокольчик» 

А, что такое музей?

Воспитатель

Музей – это завораживающее место, где хранятся уникальные предметы старины глубокой. Человек, который знакомит с этими предметами, называется экскурсоводом. И вашим экскурсоводом, сегодня, буду я.

И начнем мы посещения музея с загадки.

Кукла «Колокольчик» 

Можно я загадаю загадки?

Воспитатель

Загадывай.

Кукла «Колокольчик» (загадывает загадку)

Я люблю её качать,

Покормить, запеленать.

На прогулку соберу,

Как с подружкою дружу.

(кукла)

 

Воспитатель

Ай да молодцы! Отгадали загадку.

А теперь пора наш музей открывать, и экспонаты изучать.

Да помните, в настоящем музее, экспонаты руками трогать нельзя, чтобы их не повредить. А в нашем музее можно рассматривать куклы, взяв их в руки.

Посмотрите, какие они разные, но каждая по-своему красива. Такие куклы сопровождали наших предков всю жизнь. Тряпичные куклы разделяли на три вида: игровые куклы, куклы обереги и обрядовые куклы.

Давайте мы рассмотрим куклы игровые. 

Игровые куклы предназначались для игры и девочек и мальчиков. Делали такие куклы взрослые, а дети были активными помощниками. И поэтому дети с раннего возраста знали о традициях и обычаях своего народа.

Вы можете их взять в руки и рассмотреть.

Дети рассматривают игровые куклы (кукла зайчик, кукла хороводница, кукла утешница), передают их друг другу.

Для защиты семьи, наши предки делали куклы обереги. Они предназначались для защиты от болезней и бед. Возьмем куклу – оберег «Благополучница».

Эта кукла оберегает семью от бед и приносит благополучие. Делая такую куклу, нельзя пользоваться ножом и иголкой. 

Все элементы куклы должны лежать на коленях у того, кто её делает. 

Внутрь оберега вкладывают монетку, для достатка. А день для изготовления оберега выбирали понедельник, вторник или субботу.

(Дети рассматривают куклу и передают её друг другу.)

Воспитатель

А вот посмотрите, две куклы крепко держатся за руки. Это народная кукла – оберег «Неразлучники» символ крепкого семейного союза. 

Две куколки на единой руке не могут существовать одна без другой. Так и мужу, и жене быть всегда вместе.

Воспитатель

Обязательным оберегом в доме была кукла «Зерновушка». Куклу «Зерновушка» наполняли зерном. Её украшали красивыми ленточками и ставили у иконы. Наши предки верили, что она привлекает богатство и хороший урожай.

Воспитатель опять предлагает детям рассмотреть куклы обереги.

У наших предков, в жизни, особое место занимали обряды. 

Любой обряд сопровождался специальной куклой. Обрядовую куклу сжигали в огне или топили в воде, после того как она выполнит своё назначение. К обрядовым куклам относятся: десятиручка, берегиня, травница, зерновушка, кукла семь – я, неразлучники свадебные, масленица домашняя, кукла коляда.

Кукла «Колокольчик» 

А почему у этих кукол нет лица, вы знаете?

Воспитатель

Куклы обереги были безликими, то есть без глаз, без носа и рта, чтобы в них не вселялись злые силы.

Когда делали кукол, мастерицы всегда думали только о хорошем.

А вот кукла масленица – «Домашняя масленица». Она отличается от уличного чучела, которое сжигают, и предназначена для лада и склада в семье. Если в семье случались неприятности, ими делились с куклой и завязывали на кукле узелок. Эту масленицу сжигали с чучелом через год.

Наши предки верили в великую силу такого оберега, ведь они вкладывали в неё всю душу и словом, и песней. 

Ребята я загадаю вам загадки, вы сможете отгадать, о каких идет речь. 

1. Загадка

Нет ни глазок, не улыбки.

Чудный, скромный лоскуток.

Ребятишкам на забаву,

Ребятишкам как урок.

(игровая кукла)

 

2. Загадка

Чтоб достаток в дом,

Чтоб любовь кругом,

Чтоб здоровье полноценно.

Куклу сделать непременно.

(кукла оберег)

 

3. Загадка

Перед свадьбой её шьют.

Шести ручкой зовут.

Чтоб по дому помогала,

Лени - устали не знала.

(кукла оберег)

 

4. Загадка

Русские обычаи, 

русские обряды,

Без игрушки этой 

проводить не надо.

Пусть игрушка эта 

обряды проведет.

Пусть игрушка эта 

порадует народ.

(обрядовая кукла)

 

Кукла «Колокольчик» - А в музее петь можно?

Воспитатель

В музее нельзя петь и громко разговаривать.

А в нашем музее можно даже хороводы водить. И предлагаю вам спеть русскую народную песню и с нею завести хоровод.

Фольклорная песня и хоровод в исполнении детей и взрослых «Земелюшка чернозем»

Кукла «Колокольчик» 

А моя сестренка, кукла колокольчик, есть в вашем музее?

Воспитатель

Да. В нашем музее есть такая кукла. Она приносит хозяевам добрые вести. 

А чтоб сбывались заветные мечты, нужно позвенеть этой куклой. Таких кукол дарили в подарок.

Кукла «Колокольчик» 

А хотите, я научу вас делать куклу – пеленашку. 

Она оберегает от болезней малыша и ею можно играть.

Куклу «Пеленашку» дети делают по схеме.

Во время изготовления кукол звучит тихо, русская народная колыбельная песня.

Кукла «Колокольчик» положительно оценивает работы детей.

Она прощается и уходит. 

Воспитатель

Ребята вам понравилось в нашем музее?

Какая кукла для вас была наиболее интересна?

А вы хотите научиться делать и другие куклы обереги?

Ребята, кто делал такие куклы, наши предки или сейчас на фабрике игрушки?

Ребята я хочу процитировать слова:

«Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям»

В.Н. Сорока Россинский.

А давайте мы пригласим родителей в наш музей?

Ребята, вы потрудились на славу. Мы с куклой «Колокольчик» видим, что вам очень понравилось в музее тряпичных кукол. Я хочу вам подарить схемы той куклы, которую вы сделали самостоятельно. С помощью этих схем вы дома вспомните, как делать куклу Пеленашка, и с родителями сможете сделать ещё таких кукол. А сейчас, вы можете поиграть своими куклами или рассмотреть ещё, кто хочет, музейные экспонаты.