Приключения зайчат: конспект коррекционно-развивающего занятия по обучению грамоте (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР № 9)

Петрова Валентина Рэмовна
Калинина Светлана Всеволодовна
Чернышкова Анна Григорьевна

Учитель-логопед, МДОБУ "ДСКВ № 6", г. Всеволожск, Ленинградская область
Педагог-психолог, МДОБУ "ДСКВ № 6", г. Всеволожск, Ленинградская область
Педагог-психолог, МДОБУ "ДСКВ № 6", г. Всеволожск, Ленинградская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Петрова В.Р., Калинина С.В., Чернышкова А.Г. Приключения зайчат: конспект коррекционно-развивающего занятия по обучению грамоте (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР № 9) // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 559169


 

Коррекционно-образовательные цели:

  • активизировать словарь по лексической теме «Лесные звери»;
  • учить образовывать притяжательные прилагательные;
  • формировать навыки составления короткого «рассказа – синквейна»;
  • закреплять умение детей производить звуко-буквенный анализ.

Коррекционно-развивающие цели:

  • закреплять представление о диких животных;
  • развивать связную речь;
  • закреплять умения дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
  • активизировать в речи детей образные выражения из стихотворений;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать внимание, память, мышление;
  • развивать эмоционально – эстетическое восприятие детьми родной природы в поэтическом слове, музыке и изобразительной деятельности.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • воспитывать чувство любви к родной природе;
  • формировать навыки коллективной работы.

Оборудование: декорации зимнего леса, маски лесных животных, картинки с изображениями следов диких зверей, предметные картинки для проведения слогового анализа и дифференциации звуков С, СЬ; слоговые домики, мишура синего и зеленого цвета, «снежные комочки»

Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие 
  • Познавательное развитие 
  • Речевое развитие 
  • Художественно- эстетическое развитие
  • Физическое развитие 

Используемые образовательные технологии:

  • Игровая технология.
  • Информационно-коммуникативные технологии.
  • Здоровье-сберегающая технология.

Предварительная работа:

  • Обучение детей составлению синквейнов
  • Знакомство детей с особенностями жизни лесных животных 

 

Ход занятия:

1. Организационный момент

- Здравствуйте, дети! 

Сначала сядут девочки, имена которых начинаются: 

- с мягкого согласного звука (Вика, Вероника…) 

- с твердого согласного звука (Настя…)

- А сейчас сядут мальчики, имена которых начинаются: 

- с твердого согласного звука (Савелий, Саша…)

- с мягкого согласного звука (Георгий…)

Сядут дети, у которых имена начинаются с гласных звуков (Илюша…)

2. Сюрпризный момент

Слышится шум, топот.  Появляются 2 зайчика.

Логопед:

- Здравствуйте, зайчата! Что вы тут делаете?

Зайчата:

- Здравствуйте, ребята! За нами кто- то гнался: такой страшный, зубастый!

Логопед:

- Ребята, как вы думаете, кто это был?

Дети:

- Мы думаем, что это был волк.

Логопед:

- Зайчата, а как вас зовут?

Зайчата:

- Меня Степашка.

- А меня Сёма. 

Логопед:

- Дети, как мы можем помочь зайчишкам?

Дети:

- Давайте проводим их домой, в лес.

Логопед:

-Закроем ладошками глаза, скажем волшебные слова и окажемся в волшебном лесу.

Звучит музыка А. Шнитке из музыкальной сказки «Сказка странствий» А. Митты. Логопед произносит «волшебное заклинание»:

«Вправо, влево повернись и в лесу ты очутись…»

Логопед: 

«Зимний лес»

Какой пушистый чистый снег,

Кусты одеты в белый мех,

Они стоят несмелые

Как медвежата белые.

3. Игра «Чьи следы, хвост, морда?»

Логопед:

- Ребята, посмотрите чьи-то следы! Как же мы узнаем чьи они?

Дети:

- Мы пойдем по следам и увидим кто их оставляет.

Идут по следам и находят спрятанного медведя.

Логопед:

- Чьи следы?

Дети:

- Медвежьи.

Логопед:

- А чья морда спряталась? -медвежья.

Логопед:

- Чей хвост? -медвежий

- А что делает медведь зимой? -медведь спит в берлоге.

4. Игра «Снежные домики»

Логопед:

- Ребята, найдем каждому животному свой домик. Сколько слогов в названии животного, столько снежинок на домике. Дети берут картинку, считают количество слогов и размещают в соответствующий домик. 

Дети:

- Лось живёт в домике с одной снежинкой, потому что в слове «лось» один слог; 

- Белка живёт в домике с двумя снежинками, потому что в слове «белка» два слога; 

5. Игра с мишурой

Дети идут по следам и находят лисичку.

Логопед:

- Ребята, чьи следы? (лисьи). Лиса любит наряжаться и оставила здесь в мешочке что-то блестящее. Что это?

Дети:

- Это мишура!

Логопед:

- Скоро Новый год! Давайте поиграем с лисичкой.

Дети становятся в круг. Логопед раздает мишуру синего и зеленого цвета. Лисичка «поёт» слоги. На слоги с твердым согласным, дети поднимают мишуру синего цвета, с мягким согласным звуком –зеленого цвета.

6. Игра «Снежные комочки»

Дети идут по следам и находят белку.

Логопед:

- Чьи следы? - беличьи.

- Столько снега в лесу! Поиграем в снежки! Я бросаю «снежный комочек» и пою вам песенки-слоги с твердыми согласными. Вы возвращаете мне комочек и поете слоги с мягкими согласными (МА – МЯ, ТА – ТЯ, НУ – НЮ…)

Дети имитируют игру - «бросают снежки»

7. Игра «Подарки для зайчат»

Логопед:

- Давайте поиграем со Степашкой и Семой. Подарим им картинки. Только Сёма любит, чтобы в названиях картинок был мягкий звук СЬ, а Степашка- твердый звук С.

Дети:

- Я подарю картинку Степашке, потому что в слове «самокат» звук С-твердый.

- Я подарю картинку Сёме, потому что в слове «апельсин» звук СЬ-мягкий.

8. Динамическая пауза. Речь с движением

Скок –поскок, скок –поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

В барабан он громко бьет, 

В чехарду играть зовет.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки поднялись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках: скок, скок, скок,

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

9. Игра «Придумай короткий рассказ» (составление синквейна)

Дети идут по следам и находят волка.

Логопед:

- Чьи следы? – волчьи.

- Дети, давайте, чтобы волк не обижал наших зайчат, придумаем про него стишок-пятистрок.

Дети составляют совместно с логопедом синквейн про волка:

1. Волк.

2. Злой, хищный.

3. Охотится, преследует, воет.

4. Волк живет в логове.

5. Санитар леса.

Волк:

- Как красиво и правильно! Мне очень понравилось это необычное стихотворение. Спасибо, ребята! Я больше не буду обижать зайчат!

9. Заключение

Логопед:

- Пора прощаться со зверятками и возвращаться в свою группу.

Звучит музыка А. Шнитке из музыкальной сказки «Сказка странствий» А. Митты. Логопед произносит «волшебное заклинание»:

«Вправо, влево повернись и в группе вновь ты очутись…»

Логопед:

- Дети, вам понравилось это путешествие? 

- В какие игры вы бы хотели еще раз поиграть?

- Что мы придумали про волка? 

- Предлагаю вам вечером раскрасить картинки с изображениями диких животных и придумать про них рассказы.

 

Литература:

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов-н/Д., 2011.
  2. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи с дошкольниками // Логопед 2005. №5. 2005.
  3. Каропова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 5 – 6 лет, 6 – 7 лет. СПб; Москва, 2013.
  4. Костылёва Н.Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками: для детей 5 – 6 лет. М.: АСТ МОСКВА, 2016.
  5. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребёнка с ОНР от 4 до 7 лет. СПб.: Детство Пресс, 2016.
  6. Нищева Н.В. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков. Выпуски: 1, 2, 3, 4. СПб.: Детство Пресс, 2014.
  7. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Часть 1, 2. СПб.: Детство Пресс, 2016.
  8. Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. СПб.: Детство Пресс, 2016.
  9. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации звуков: С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ (в рассказах). СПб.: Детство Пресс, 2018.
  10. Скворцова И.В. Развивать речь ребенка. М.: ОЛМА Медиа Групп.
  11. Ткаченко Т.П. Учимся говорить правильно.
  12. Чернова О.О. Азова Е.А. Учим звуки [с] - [с`], [з]- [з`], [ц], [ч], [щ], [ш], [ж], [л] - [л`], [р] - [р`] для детей 5 – 7 лет. М.: Сфера, 2019.