Инновационные подходы в сопровождении детей с ОВЗ, имеющих нарушение зрения

Хайруддинова Анна Владимировна

Учитель, МБОУ "С(к)ОШ №127 г. Челябинска", Челябинск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Хайруддинова А.В. Инновационные подходы в сопровождении детей с ОВЗ, имеющих нарушение зрения / А.В. Хайруддинова, А.К. Степанова // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 557184


 

В статье рассматривается опыт работы с детьми ОВЗ, имеющими нарушение зрения в соответствии с адаптивной основной общеобразовательной программой начального общего образования. Раскрываются особенности перераспределения учебного материала. 

 

Каждый появившийся на свет ребенок воспринимает мир через слух, зрение и осязание. К сожалению, иногда ребенок рождается с какими-либо нарушениями. Дети с нарушениями в развитии воспринимают мир совершенно по-другому, и их обучение и воспитание имеет свои особенности. 

Огромную роль в развитии ребенка играет педагог. За последние годы произошло ряд изменений в педагогике, касающихся в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В настоящее время разработаны федеральные государственные стандарты для разных категорий детей с ОВЗ [4]. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие учащихся. Для грамотной организации образовательного процесса педагогу необходимо иметь дефектологическое образование. Знание и понимание структуры дефекта, психо-физиологиеских особенностей учащихся, позволяет найти индивидуальный подход в обучении и воспитании ребенка с ОВЗ. Одной из главных задач в современной школе является изменение педагогического подхода с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений [2]. 

Работа школы №127 г. Челябинска» по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования испытала ряд сложностей [1]. В данном учреждении обучаются дети, имеющие не только нарушения зрения, но и ряд сопутствующих дефектов: слепые и слабовидящие, обучающиеся по цензовой программе, соответствующей общеобразовательной школе; слепые с задержкой психического развития; слабовидящие с задержкой психического развития; слепые с умственной отсталостью; слабовидящие с умственной отсталостью. Сложная структура дефекта учащихся обусловила необходимость создания разных вариантов образовательных программ в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования.

Хотелось более подробно остановиться на варианте 4.2 для слабовидящих детей с задержкой психического развития. Необходимо помнить, что слабовидящие дети с задержкой психического развития имеют низкий темп работы и скорость зрительного восприятия, затруднена ориентировка в микропространстве, кратковременная память преобладает нал долговременной, внимание рассеяно, испытывают трудности в аналитико- синтетической деятельности, снижен уровень развития моторной сферы [3]. Учитывая эти особенности слабовидящих детей с задержкой психического развития, по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования введено пролонгированное обучение (дополнительный год обучения). Оказалось, что единого подхода к перераспределению содержания учебного материала не существует. Каждый педагог опирался на индивидуальные возможности своих учащихся и становился разработчиком учебных образовательных программ. Перед педагогом возникла необходимость перераспределения учебного материала по вариантам. Так в одном классе дети были подготовленными и имели средний уровень развития, то перераспределения учебного материала начали с третьего года обучения. Практика двухлетнего обучения показала, что требуется большего закрепления по темам: Математика – (числа от 1 до 100). Русский язык: состав слова и правописание частей слова. Поэтому некоторые темы были перенесены на изучение в следующий класс. Математика: числа от одного до тысячи. Русский язык: части речи: местоимения и глагол. Объем произведений во втором полугодии 3 класса значительно увеличился, а низкий темп чтения и понимания текстов, ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире потребовали увеличить время на работу с текстами по литературному чтению. Поэтому разделы, соответствующие IV четверти 3 класса перенесены на следующий год обучении. Учебный материал части третьего и четвертого класса равномерно распределен между 4 – 5 годом обучения. 

В другом классе учащиеся пришли неподготовленные и имели более сложную структуру дефекта. Во втором случае педагог начал перераспределение учебного материала с 1 года обучении и равномерно растянул содержание учебного материала в соответствии с программой 1-5. 

Современная коррекционно-развивающая среда в образовательной организации включает в себя ряд специальных условий: наличие тифлотехнических средств, увеличение времени на выполнение работы, масштабирование (увеличение шрифта и размеры изображения), работа с интерактивной доской не превышает 15 минут за урок. Учитывая зрительные возможности учащихся при работе с предметным изображением, осуществляется уменьшение детализации, выделение контура, а также создание рельефного контура на бумажной основе. На уроках по общеобразовательным областям прослеживается коррекционно-развивающая направленность. Использование системы коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие зрительного восприятия и познавательной сферы, способствует усвоению учебного материала и формированию универсальных учебных действий [3].

Работа в школе основана на принципе преемственности как между всеми звеньями образовательного процесса (дошкольное, начальное, основное и среднее (полное)), так и между образовательными и коррекционными областями. Коррекционные занятия являются пропедевтикой для общеобразовательных предметов, корригируют индивидуальные нарушения, и формируют компенсаторные механизмы работы. Участие в проектной деятельности развивает самостоятельность и творческий подход слабовидящих учащихся с задержкой психического развития. Работа в парах требует от педагога понимания индивидуальных особенностей каждого учащегося, необходимо сформировать так микрогруппу, чтобы каждый ребенок почувствовал значимость и успешность, проявил активность. Полученные знания и умения в учебной деятельности, учащиеся переносят и используют на занятиях во внеурочной деятельности. 

Многие родители данной категории детей, несмотря на благоприятные условия и хорошую адаптацию учащихся, негативно относятся к дополнительному году обучения в начальной школе. 

Опыт работы школы № 127 г. Челябинска показал, что работа по федеральным государственным стандартам для слабовидящих детей дает возможность обеспечить доступное усвоение материала, повысить активность, уверенность в собственных силах и социальную успешность каждого учащегося. 

 

Литература:

  1. Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих детей. URL: http://iro23.ru/primernye-adaptirovannye-oop-obuchayushchihsya-s-ovz (дата обращения: 19.01.2020).
  2. Декина Е.В., Черкасова С.А., Шалагинова К.С. Опыт разработки и реализации инновационных форм и технологий в комплексном сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26956 (дата обращения: 28.03.2019).
  3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения: уч. пособие. М.: 2004.
  4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утвержден Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 19.01.2020).