Музыкальные звуки (1 класс)

Чапаниди Галина Геннадьевна

Учитель музыки, КГУ "Средняя школа №3 им. Д. Кунаева", Риддер, Восточный Казахстан

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Чапаниди Г.Г. Музыкальные звуки (1 класс) // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 31.03.2020).

Заказ № 556988


 

Цель: раскрыть понятие «музыкальные звуки».

Задачи: 

  • Обучающая: уметь различать высокие - низкие, долгие - короткие, громкие - тихие, разные по тембрам звуки. 
  • Воспитательная: учить слушать музыку эмоционально осмысливая, анализируя средства музыкальной выразительности, раскрывая образную сущность музыки, музыкальное содержание.
  • Развивающая: развивать музыкальный кругозор, эмоциональный отклик, речь, слуховое внимание; творческие способности – воображение, фантазию, вокально-хоровые навыки.

Оборудование: компьютер, презентация, фортепиано, музыкальный материал:

 

Структура урока

Ход урока

Примечание

1. Орг.

момент

Музыкальное приветствие.

Презентация

2. Распевка

«Прокачусь-ка я по люду».

«Мы поднялись вверх» вверх по полутонам.

 

3. Исполнение

Вспомним песенку, которую вы учили на прошлом уроке «Мир похож на цветной луг». Прочесть и спеть.

 

4. Повторение

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в удивительный мир звуков. Этот мир невозможно потрогать руками, подбросить или положить, рассмотреть даже через лупу. Но они везде и всюду. Звуки окружают нас всегда. Всё шуршит, шумит, звенит, поёт, свистит, гудит, звучит.

А вот какие бывают звуки, кто помнит, ребята?

Стр.13 правило «шумовые и музыкальные звуки».

При помощи чего записываются музыкальные звуки?

№1. Поезд

2. Тема

3.

Шумовые - музыкальные

5. Новая тема

Сегодня на уроке мы будем говорить о музыкальных звуках. 

Если звуки шумовые у нас шуршат, шумят, звенят,

бренчат, то что делают звуки музыкальные? Поют, звучат, играют на инструментах…

Теперь разберёмся, какие бывают музыкальные звуки. 

А поможет нам разобраться в этом цветик-четырёхцветик.

№4. Четырёхцветик

а) Игра

Рос цветик-четырёхцветик в музыкальном царстве. Не знал ни горя, ни бед. Но вдруг поднялся сильный ветер и  разметал лепесточки в разные стороны. И нам сегодня, ребята, предстоит собрать воедино эти волшебные лепесточки.

Поможем цветочку собрать лепесточки? А поможет нам в этом игра «Птички, кошки и медведь». Правила вам уже знакомы. Какую мелодию я играю, тех зверушек вы изображаете.

 

 

Так какие звуки бывают? (Высокие, средние и низкие). А вот, ребята, и 1-й лепесток.

№5. 1-й

лепесток

6. Нотная грамота

Вернуть ещё один лепесточек помогут нам нотки. Какие нотки вы уже знаете, где они пишутся, и, как их показать ручным знаком? 

Вспомним наши нотные ступеньки. Стр. 63

Сегодня мы с вами познакомимся с ноткой РЕ. (Где пишется, показать рукой, исполнить целой нотой и четвертями).

 

 

Какие были нотки по длительности? А вот и 2-й лепесток.  Короткие и долгие.

№6. Откр. 2-лепесток

7. Слушание

Третьему лепесточку помогут вернуться, вы не представляет кто… клоуны. Сейчас вы прослушаете пьесу русского композитора Дмитрия Кабалевского «Клоуны». Какая музыка по характеру, какие у нас клоуны? Забавные. Смешные и т.д. На каком инструменте исполнялась мелодия?

А сейчас что за мелодия звучит? Та же. Но чем она отличается от предыдущей?

№7. Сл. клоуны

 

Её исполняет другой инструмент. Домра - русский струнный щипковый.

№8. Домра

9. Музыкально-ритмическая

игра

Сейчас во время звучания мелодии вы изобразите клоунов, которые выступают в цирке. Рассмешите наших гостей.

Какой инструмент исполнял мелодию?

Две скрипки. А чем же отличаются эти одинаковые мелодии? Окраской звучания. А что такое окраска звучания? Стр.45 правило «тембр».

№9. Клоуны

 

Нашёлся 3-й лепесток.

№10. Откр.3-й лепесток

10. Музыкальная

загадка

Загадка для 1-й группы детей. 

Круглый, звонкий, всем знакомый,

Все линейки с нами в школе.

Дробь на нем стучим всегда,

Громкий звук — не ерунда.

Инструмент не зря нам дан,

Чтоб стучали в... (Барабан) 

Загадка для 2-й группы детей. 

Три струны, играет звонко

Инструмент тот — «треуголка».

Поскорее узнавай-ка,

Что же это? (Балалайка)

Загадка для 3-й группы детей. 

Очень весело поет, 

Если дуете в нее.

Вы все на ней играете и сразу отгадаете.

Ду-ду, ду-ду-ду. Да-да, да-да-да! 

Вот так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка,

А что же это?..  (Дудочка)

 

 

Как звучит барабан? Громко. А как по сравнению с ним звучит балалайка и дудочка - тихо. Итак, музыка бывает громкая и тихая. Вернулся 4-й лепесток. Все лепесточки на месте. И цветик - четырёхцветик улыбается вам, благодарен ребятам за своё чудесное спасение. 

Посмотрим, из чего состоят музыкальные звуки? (Перечисляем).

№11. Откр 4 лепесток.

№12 

Цветик- четырёхцветик.

11.

Знакомство

А у меня есть для вас ещё одна загадка. Как вы думаете, если взять все ноты, собрать и повесить на ниточку. Что получиться? Нотные бусинки. Сейчас прозвучит песенка,  которая так и называется «Нотные бусинки» музыка Соснина.

Разучивание 1 куплета.

 

12. Итог

Вспоминаем, что нового узнали на уроке. 

У вас на парте лежат разноцветные листочки. Если урок вам понравился - поднимите красный листочек. Если не очень понравился урок - темно-синий.

 

13. Д/з

Читать 1 -й куплет и припев, выучить названия лепесточков.

 

 

Используемая литература: интернет ресурсы, учебник музыки 1 класс.