Чапаниди Галина Геннадьевна
Учитель музыки, КГУ "Средняя школа №3 им. Д. Кунаева", Риддер, Восточный Казахстан
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Чапаниди Г.Г. Музыкальные звуки (1 класс) // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 556988
Цель: раскрыть понятие «музыкальные звуки».
Задачи:
Оборудование: компьютер, презентация, фортепиано, музыкальный материал:
Структура урока |
Ход урока |
Примечание |
1. Орг. момент |
Музыкальное приветствие. |
Презентация |
2. Распевка |
«Прокачусь-ка я по люду». «Мы поднялись вверх» вверх по полутонам. |
|
3. Исполнение |
Вспомним песенку, которую вы учили на прошлом уроке «Мир похож на цветной луг». Прочесть и спеть. |
|
4. Повторение |
Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в удивительный мир звуков. Этот мир невозможно потрогать руками, подбросить или положить, рассмотреть даже через лупу. Но они везде и всюду. Звуки окружают нас всегда. Всё шуршит, шумит, звенит, поёт, свистит, гудит, звучит. А вот какие бывают звуки, кто помнит, ребята? Стр.13 правило «шумовые и музыкальные звуки». При помощи чего записываются музыкальные звуки? |
№1. Поезд 2. Тема 3. Шумовые - музыкальные |
5. Новая тема |
Сегодня на уроке мы будем говорить о музыкальных звуках. Если звуки шумовые у нас шуршат, шумят, звенят, бренчат, то что делают звуки музыкальные? Поют, звучат, играют на инструментах… Теперь разберёмся, какие бывают музыкальные звуки. А поможет нам разобраться в этом цветик-четырёхцветик. |
№4. Четырёхцветик |
а) Игра |
Рос цветик-четырёхцветик в музыкальном царстве. Не знал ни горя, ни бед. Но вдруг поднялся сильный ветер и разметал лепесточки в разные стороны. И нам сегодня, ребята, предстоит собрать воедино эти волшебные лепесточки. Поможем цветочку собрать лепесточки? А поможет нам в этом игра «Птички, кошки и медведь». Правила вам уже знакомы. Какую мелодию я играю, тех зверушек вы изображаете. |
|
|
Так какие звуки бывают? (Высокие, средние и низкие). А вот, ребята, и 1-й лепесток. |
№5. 1-й лепесток |
6. Нотная грамота |
Вернуть ещё один лепесточек помогут нам нотки. Какие нотки вы уже знаете, где они пишутся, и, как их показать ручным знаком? Вспомним наши нотные ступеньки. Стр. 63 Сегодня мы с вами познакомимся с ноткой РЕ. (Где пишется, показать рукой, исполнить целой нотой и четвертями). |
|
|
Какие были нотки по длительности? А вот и 2-й лепесток. Короткие и долгие. |
№6. Откр. 2-лепесток |
7. Слушание |
Третьему лепесточку помогут вернуться, вы не представляет кто… клоуны. Сейчас вы прослушаете пьесу русского композитора Дмитрия Кабалевского «Клоуны». Какая музыка по характеру, какие у нас клоуны? Забавные. Смешные и т.д. На каком инструменте исполнялась мелодия? А сейчас что за мелодия звучит? Та же. Но чем она отличается от предыдущей? |
№7. Сл. клоуны |
|
Её исполняет другой инструмент. Домра - русский струнный щипковый. |
№8. Домра |
9. Музыкально-ритмическая игра |
Сейчас во время звучания мелодии вы изобразите клоунов, которые выступают в цирке. Рассмешите наших гостей. Какой инструмент исполнял мелодию? Две скрипки. А чем же отличаются эти одинаковые мелодии? Окраской звучания. А что такое окраска звучания? Стр.45 правило «тембр». |
№9. Клоуны |
|
Нашёлся 3-й лепесток. |
№10. Откр.3-й лепесток |
10. Музыкальная загадка |
Загадка для 1-й группы детей. Круглый, звонкий, всем знакомый, Все линейки с нами в школе. Дробь на нем стучим всегда, Громкий звук — не ерунда. Инструмент не зря нам дан, Чтоб стучали в... (Барабан) Загадка для 2-й группы детей. Три струны, играет звонко Инструмент тот — «треуголка». Поскорее узнавай-ка, Что же это? (Балалайка) Загадка для 3-й группы детей. Очень весело поет, Если дуете в нее. Вы все на ней играете и сразу отгадаете. Ду-ду, ду-ду-ду. Да-да, да-да-да! Вот так поет она всегда. Не палочка, не трубочка, А что же это?.. (Дудочка) |
|
|
Как звучит барабан? Громко. А как по сравнению с ним звучит балалайка и дудочка - тихо. Итак, музыка бывает громкая и тихая. Вернулся 4-й лепесток. Все лепесточки на месте. И цветик - четырёхцветик улыбается вам, благодарен ребятам за своё чудесное спасение. Посмотрим, из чего состоят музыкальные звуки? (Перечисляем). |
№11. Откр 4 лепесток. №12 Цветик- четырёхцветик. |
11. Знакомство |
А у меня есть для вас ещё одна загадка. Как вы думаете, если взять все ноты, собрать и повесить на ниточку. Что получиться? Нотные бусинки. Сейчас прозвучит песенка, которая так и называется «Нотные бусинки» музыка Соснина. Разучивание 1 куплета. |
|
12. Итог |
Вспоминаем, что нового узнали на уроке. У вас на парте лежат разноцветные листочки. Если урок вам понравился - поднимите красный листочек. Если не очень понравился урок - темно-синий. |
|
13. Д/з |
Читать 1 -й куплет и припев, выучить названия лепесточков. |
|
|
Используемая литература: интернет ресурсы, учебник музыки 1 класс. |
|