Знакомство с туристическим бытом: сценарий спортивно-игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста

Познахарева Ирина Алексеевна

Инструктор по ФК, МАДОУ "Катюша", г. Лабытнанги, ЯНАО

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Познахарева И.А. Знакомство с туристическим бытом: сценарий спортивно-игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 556358


 

Цель: пропаганда здорового образа жизни, популяризация туризма, как важного средства воспитания подрастающего поколения, вызвать положительный эмоционально - психологический настрой и получить запас бодрости.

Задачи:

  • Совершенствовать двигательные способности детей, направленные на укрепление здоровья, развивать выносливость организма.
  • Знакомить с туристическим бытом, учить простейшим туристическим действиям, выполнять технически грамотно разнообразные несложные препятствия.
  • Развивать и обогащать активный словарь детей. 
  • Соблюдать правила безопасного поведения во время игр.

Предварительная работа:

  1. Консультация для воспитателей, родителей, детей по подготовке и проведению, в том числе по технике безопасности.
  2. Беседы с детьми, придумывание названий команд, речевок, изготовление эмблем, повторение и закрепление двигательных навыков.
  3. Разработка плана и карты похода.

Оборудование: палатка, лопата, стульчики, столы, бревно, обручи, стойки, гимнастические палки, канаты, шнуры, рюкзаки, компас, котелок, бинокль, спальный мешок, фляжка, сундучок с конфетами;

Словарная работа: 

Активизация в речи слов, связанных с туризмом: слова – предметы: котелок, фонарик, компас, спальный мешок, карта, палатка, рюкзак, костер, бинокль, фляжка, слова - определения и словосочетания: велосипедный, пеший, лыжный, водный, смелый; слова – действия: поход, привал, сбор, преодолевать и т. д.

 

Ход праздника

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас праздник, посвященный спортивному туризму! Вижу, вы похожи на самых настоящих туристов: в спортивной одежде, с рюкзаками, в хорошем настроении. 

Этой встрече все мы рады,

Собрались не для награды. 

Нам встречаться чаще нужно,

Чтобы все мы жили дружно!

Вам не терпится обменяться приветствиями? Познакомить нас со своими командами?

Начнём!

Команды представляют своё название, эмблему, речевку.

Ведущий. Сыграем в игру «Что мы возьмем с собой в поход?»

И для начала, поиграем.

Что в поход с собой возьмём,

Если мы туда пойдём? 

Очень быстро отвечайте,

Но смотрите, не зевайте!

Называю я предмет,

Он подходит или нет?

Если «да» - в ладоши хлопни, 

Если «нет» - ногою топни, 

Только сильно не пыли.

Все понятно? раз, два, три…

Котелок, утюг, расчёска,

Пылесос, верёвка, соска.

Вездеход, бинокль, духи

Две засушенных блохи

 Носовой платок, подушка,

Ласты, мяч, коньки и клюшка,

Молоток, кусачки, нож, 

Ну, а соль с собой возьмёшь?

Спички, гвозди, сала шмат - 

Вот и собран наш отряд. Молодцы!

 

Музыкальное сопровождение

Появляется Медведь, Заяц и Лиса (что-то ищут)

Медведь. Смотрите! У нас на пути дети. Ребята, мы нашли карту, в которой указано место, где Бармалей зарыл «клад». Давайте отправимся на поиски «клада?». Путь нам предстоит долгий и трудный, поэтому необходимо размяться перед дальней дорогой.

 

Разминка.

Заяц. 

Очень дружно зашагали. Раз, два!

И от взрослых не отстали. Раз, два!

Рюкзаки тяжёлые на спине несем,

Спину разгибаем, прямо мы идем!

Лиса.

В лес пришли и наблюдаем:

Вот лисички пробегают, 

А вот зайка скок да скок,

Притаился – и молчок.

Медведь.

В гору медленно шагаем,

Ноги еле поднимаем,

А под горку мы бежим-

Пятками сверкаем.

Вновь мы по прямой шагаем,

Руки выше поднимаем.

Дышим ровно, глубоко,

Ходим прямо и легко.

Медведь, Лиса, Заяц и дети команд отправляются на поиски «клада» по карте Бармалея.

1-ый этап. Полоса препятствий.

Пройди по мосту.Детям предлагается пройти по узкой тропинке, полосе шириной 10-15 см.

«Болото». «Детям предлагается перепрыгивать с «кочки» на «кочку» через «болото» - (прыжки из обруча в обруч).

«Зайчата». Прыжки через препятствия.

Медведь, лиса и заяц: На нашем пути гости! Здравствуйте.

Ведущий: У нас в гостях спортсмены-туристы. Давайте с ними познакомимся и побеседуем.

Дети-спортсмены, занимающиеся спортивным туризмом, проводят ознакомительную беседу о спортивном туризме, как об интереснейшем виде спорта, показывают атрибуты данного вида спорта и способы их применения.

2-й этап. Привал. Беседа знаний.

Вопросответ.

Медведь, лиса и заяц: Какие виды туризма вы знаете? (Велосипедный, пеший, лыжный, горный, автомобильный).

  1. Какие части света вы знаете? (Север, юг, запад, восток).
  2. Где восходит солнце? (На востоке).
  3. Где заходит солнце? (На западе).
  4. Какие вы знаете съедобные грибы? (Подберезовики, подосиновики, грузди, лисички, опята).
  5. А несъедобные? (Поганки, мухоморы, ложные опята, ложные лисички).
  6. Какие лесные ягоды можно есть? (Малину, землянику, ежевику, рябину).
  7. А какие нельзя? (Волчью ягоду, вороний глаз, бузину).
  8. Каких зверей надо опасаться в лесу? (Волка, кабана, медведя, лося).
  9. Можно ли пить воду из рек, озер, из других источников? (Нельзя, воду можно пить только после фильтрации и кипячения, кипятить не менее 10 минут).
  10. Вчемнесутвсенеобходимое,когдаидутвпоход? рюкзаке).
  11. Гдеспяттуристы?(Впалатке).
  12. Вчемготовятеду?(Вкотелке).
  13. Надчемвиситкотелок,когдаготовятеду?(Надкостром).
  14. Изкакогодеревалучшеразжигатькостер?(Из ели).
  15. Чтоявляетсяпостельювпоходе? (Спальныймешок).
  16. Какназываетсяпредмет,спомощьюкоторогомыузнаемчастисвета?(Компас).

Медведь. Молодцы, ребята!

Лиса. А мы пойдем дальше по нашему маршруту искать «клад».

Заяц. По карте нам надо двигать в том направлении (показывает в сторону двери).

Ведущий. Мы вам желаем удачи!

А с нашими ребятами продолжим игры.

3-й этап. Соревнования между командами.

«Собираем рюкзак». Какая команда быстрее соберет в рюкзак предметы, необходимые в походе.

«Паутинка». Какая команда быстрее пролезет через горизонтально натянутые шнуры, не задев их.

«Сложи костер». Команды детей собирают из поленьев разновидности костров.

 

Привал. Загадки.

Ведущий:

1. В кармане моем замечательный друг.

Он знает, где север,

Он знает, где юг.

И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой,

Умещается в кармане, 

А ведет нас за собой. (Компас)

 

2. Он в походе очень нужен,

Он с кастрюлей очень дружен.

Можно в нем уху варить, 

Чай душистый кипятить. (Котелок)

 

3. На привале нам помог,

Суп варил, картошку пек.

Для похода он хорош, 

А вот в группу, не возьмешь. (Костер)

 

4. Дом стоит под старой елкой, 

В нем живет моя семья.

Я несу туда иголки,

Приношу добычу я.

Мы в работе поминутно

От зари и до зари.

Нас в лесу найти не трудно, 

Ты под ноги посмотри.

Назови меня скорей, 

Я – рабочий …(Муравей)

 

5. Не зверь, не птица, 

А нос как спица.

Летит-пищит,

Сядет-молчит. 

(Комар)

 

6. Мы лесные жители,

Мудрые строители.

Из иголок всей артелью

Строим дом себе под елью. 

(Муравьи, муравейник).

Все время стучит, 

Деревья долбит,

Но их не калечит, 

А только лечит. 

(Дятел).

 

7. Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. 

(Медведь).

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. 

(Заяц).

 

8. Летом в болоте 

Вы её найдете.

Зеленая квакушка.

Зовут ее… 

(Лягушка).

 

9. Всю ночь летает-

Мышей побывает,

А станет светло-

Спать летит в дупло. (Сова)

4-й этап. Поиски «клада».

Медведь, Лиса, Заяц возвращаются к детям, показывают направление движения в сторону «клада» и вместе с командами приходят к месту, обозначенному на карте. Они откапывают лопатой «клад», открывают его и достают …конфеты.

Медведь, Лиса и Заяц благодарят детей за интересный поход и прощаются с ними.

Ведущий. Вы отлично справились. А что же делают туристы у костра? Да, поют походные песни. Давайте и мы с вами обнимемся и споем походную песню: «Вместе весело шагать».

Ведущий. Вот и закончились наши туристические соревнования! Надеюсь, что вы, ребята, хорошо запомнили, что нужно делать, чтобы стать настоящим туристом! Спасибо вам всем за активное участие!

Подведение итогов. Награждение.

Дети и взрослые с хорошим настроением возвращаются в группы.

 

Сценарий спортивно-игровой программы

«Мыюные туристята»

 

Цель: пропаганда здорового образа жизни, популяризация туризма, как важного средства воспитания подрастающего поколения, вызвать положительный эмоционально - психологический настрой и получить запас бодрости.

Задачи:

  • Совершенствовать двигательные способности детей, направленные на укрепление здоровья, развивать выносливость организма.
  • Знакомить с туристическим бытом, учить простейшим туристическим действиям, выполнять технически грамотно разнообразные несложные препятствия.
  • Развивать и обогащать словарный запас: слова - предметы: турист, палатка, котелок, рюкзак, компас; слова - определения и словосочетания: велосипедный, пеший, лыжный, водный, смелый; слова – действия: поход, привал, сбор, преодолевать.
  • Соблюдать правила безопасного поведения во время игр.

Материал: картинки: деревьев, грибов, следы животных, птиц; мягкие игрушки: белка, волк, заяц; «кочки», шишки, корзины – 2 шт., рюкзаки с предметами туристической принадлежности. Палатка 

Предварительная работа: беседа о туризме, рассматривание плана-путешествия, разучивание речёвки.

Ход мероприятия: дети старшего дошкольного возраста построены у входа в спортивный зал.

Под музыкальное сопровождение дети заходят в спортивный зал. Построение.

Речёвка туриста:

Педагог: Кто шагает с рюкзаком?

Все: Мы, туристы!

Педагог: Кто со скукой не знаком?

Все: Мы туристы!

Педагог: Нас вперёд ведут…

Все: Дороги!

Педагог: Наш девиз:

Все: «Всегда вперёд!»

Педагог: Эй, ребята,

Все: Твёрже шаг!

Педагог: Что турист берёт в дорогу?

Все: Песню, ложку и рюкзак!

Педагог: Сегодня мы с вами отправляемся в поход. Если мы с вами идём в поход, то мы кто?

Дети: Туристы!

Педагог: Какие должны быть туристы?

Дети: туристы – это сильные, выносливые, неунывающие люди, которые не боятся трудностей, многое умеют. Чтобы познать необъятные просторы родного края, они много путешествуют.

Педагог: Если турист передвигается пешком, как называется этот вид туризма?

Дети: пеший.

Педагог: Если на велосипедах, лодках, на лыжах, на конях, автомобилях.

Дети: автотуризм, водный туризм, конный туризм, велотуризм, лыжная ходьба.

Педагог: Итак, мы отправляемся в пеший поход.

Появляется Медведь, Заяц и Лиса (что-то ищут)

Медведь. Смотрите! У нас на пути дети. Ребята, мы нашли карту, в которой указано место, где Бармалей зарыл «клад». Давайте отправимся на поиски «клада?». Путь нам предстоит долгий и трудный, поэтому необходимо размяться перед дальней дорогой.

Разминка.

Заяц. 

Очень дружно зашагали. Раз, два!

И от взрослых не отстали. Раз, два!

Рюкзаки тяжёлые на спине несем,

Спину разгибаем, прямо мы идем!

Лиса.

В лес пришли и наблюдаем:

Вот лисички пробегают, 

А вот зайка скок да скок,

Притаился – и молчок.

Медведь.

В гору медленно шагаем,

Ноги еле поднимаем,

А под горку мы бежим-

Пятками сверкаем.

Вновь мы по прямой шагаем,

Руки выше поднимаем.

Дышим ровно, глубоко,

Ходим прямо и легко.

Медведь, Лиса, Заяц и дети команд отправляются на поиски «клада» по карте Бармалея.

Первая часть похода - движение по разработанному маршруту.

1-й этап: Пройди по мосту. (Детям предлагается пройти по узкой тропинке, полосе шириной 10-15 см.).

2-й этап: «Болото» (Детям предлагается перескочить с кочки на кочку через «болото»).

Лесовик

3 этап: «В гостях у белочки» (Игрушка - белочка с конвертом-заданием в лапках. Детям предлагается отгадать туристические загадки).

Загадки белочки:

1. Он с тобою и со мной

Шёл лесными стёжками,

Друг походный за спиной

На ремнях с застёжками. (Рюкзак)

 

2. И от ветра и от зноя, от дождя тебя укроет,

А как спать в ней сладко.

Что это? (Палатка)

 

3. И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,

А ведёт нас за собой. (Компас)

 

4. Он в походе очень нужен,

Он с кострами очень дружен.

Можно в нём уху варить,

Чай душистый кипятить. (Котелок)

 

5. Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

 

6. Всю ночь летает-

Мышей побывает,

А станет светло-

Спать летит в дупло. (Сова)

 

7. На привале нам помог.

Суп варил, картошку пек.

Для похода он хорош, 

А вот в группу, не возьмешь. (Костер)

4 этап: «Точный глазомер». Игрушка - волк с конвертом-заданием в лапках. Детям предлагается попасть шишкой в корзину.

6-й этап: «В гостях у зайца». Игрушка - заяц с письмом-заданием. Детям предлагается назвать лесные ягоды.

Вторая часть походав гостях у спортсменов-туристов. Дети-спортсмены, занимающиеся спортивным туризмом, проводят ознакомительную беседу о спортивном туризме, как об интереснейшем виде спорта, показывают атрибуты, инвентарь данного вида спорта и способы их применения.

5 этап: «Спортивная».

Игры-эстафеты: «Собери рюкзак», «Сложи костер», «Преодолей навесную переправу».

Педагог: Вы отлично справились. А что же делают туристы у костра? Да, поют походные песни. Давайте и мы с вами обнимемся и споем походную песню: «Вместе весело шагать».

Педагог: Вот и закончились наши туристические соревнования! Надеюсь, что вы, ребята, хорошо запомнили, что нужно делать, чтобы стать настоящим туристом! Спасибо вам всем за активное участие!

  1. Какие виды туризма вы знаете? (велосипедный, пеший, лыжный, горный, автомобильный).
  2. Какие части света вы знаете? (Север, юг, запад, восток).
  3. Где восходит солнце? (На востоке).
  4. Где заходит солнце? (На западе).
  5. Какие вы знаете съедобные грибы? (Подберезовики, подосиновики, грузди, лисички, опята).
  6. А несъедобные? (Поганки, мухоморы, ложные опята, ложные лисички).
  7. Какие лесные ягоды можно есть? (Малину, землянику, ежевику, рябину).
  8. А какие нельзя? (Волчью ягоду, вороний глаз, бузину).
  9. Каких зверей надо опасаться в лесу? (Волка, кабана, медведя, лося).
  10. Можно ли пить воду из рек, озер, из других источников? (Нельзя, воду можно пить только после фильтрации и кипячения, кипятить не менее 10 минут).
  11. В чем несут все необходимое, когда идут в поход? (В рюкзаке).
  12. Где спят туристы? (В палатке).
  13. В чем готовят еду? (В котелке).
  14. Над чем висит котелок, когда готовят еду? (Над костром).
  15. Из какого дерева лучше разжигать костер? (Из ели).
  16. Что является постелью в походе? (Спальный мешок).
  17. Как называется предмет, с помощью которого мы узнаем части света? (Компас).