Привитие культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста с использованием художественной литературы (из опыта работы воспитателя)

Желябина Татьяна Викторовна

Воспитатель, МАДОУ ЦРР № 8, г. Курганинск, Краснодарский край

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Желябина Т.В. Привитие культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста с использованием художественной литературы (из опыта работы воспитателя) // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 555940


 

В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является из самых актуальных при воспитании детей. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения.

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков (КГН) – одно из приоритетных заданий педагога ДОУ. Детям необходимо не просто рассказать о том, как себя вести и соблюдать чистоту, а закрепить полученные знания на практике.

Для этого я использую педагогические методы и приемы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

  • Личный пример.
  • Алгоритмы действий.
  • Использование сюжетных и дидактических игр.
  • Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.
  • Игровые и проблемные ситуации.
  • Использование фольклора и художественной литературы, беседы.

Формирование культурно-гигиенических навыков процесс длительный, поэтому работа по воспитание культурно-гигиенических навыков проводится ежедневно, в процессе разнообразных видов деятельности.

В процессе режимных моментов в течение дня. (Приём детей, в процессе умывания и организации приёма пищи, формирование навыков самообслуживания при раздевании и одевании)

Все режимные моменты проходят в игровой форме, все приёмы обеспечивают динамичность, максимально удовлетворяют потребности ребёнка в самостоятельной деятельности. Дети становятся старше, и мы постепенно предоставляем им всё больше самостоятельности. Я перехожу от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил.

Прием детей.

Здравствуйте, девочки, 

Здравствуйте, мальчики,

Рады мы видеть вас 

В детском садике. 

Здравствуйте, друзья, 

Здравствуйте, подружки.

Вас встречают весело 

В садике игрушки. 

Так стихи могут эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации. Проводится утреннее приветствие. Приглашаю детей сесть на ковре в круг, взяться за ручки и поздороваться.

Придумано кем-то просто и мудро – 

При встрече здороваться – 

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становиться добрым, 

Доверчивым,

Пусть доброе утро длиться до вечера!

Общаясь, воспитатель не только привлекает внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки. 

Во время утреннего приема воспитываем общую культуру поведения детей –привычку здороваться, разговаривать спокойным голосом, не кричать. Обращаю внимание на внешний вид детей, побуждаем к стремлению выглядеть опрятно. 

Методический приём: «Сказочный персонаж» Цель: заинтересовать детей, создать хорошее настроение. 

Отдельно обращаю внимание детей на уход ребенка из детского сада. Ребенок должен не забывать о правилах хорошего тона, а именно прощаться с детьми и воспитателем, помощником воспитателя. Я думаю, это формирует положительное отношение к детскому саду и дает настрой на следующее посещение.

В процессе умывания уточняем правила мытья рук, используя алгоритм «Моем руки», объясняя целесообразность мытья рук. Напоминаю о правилах поведения в ванной комнате:

Мы друг друга не толкаем, 

Никого не обижаем,

Мы друг другу помогаем.

 

Ой лады, лады, лады.

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

Ты всегда перед едой

Руки чисто с мылом мой

 

Нужно мыться непременно,

Мыться вечером и днем –

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

 

Чище умойся, воды не жалей.

Будут ладошки снега белей

 

Знаем, знаем, да-да-да,

Где здесь прячется вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться.

Во время приёма пищи в течение дня совершенствую навыки аккуратного приёма пищи: обращаю внимание детей на то, как накрыты столы, наличие столовых приборов, их расположение и назначении. Проводятся ситуативные беседы о правилах поведения за столом («Чтобы не было беды, вспомним правила еды», о пользе здоровой пищи, уточняем название блюд, продуктов, используемых в приготовлении. Так же использую художественное слово:

 

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот тарелка, вот – еда.

Будет тарелочка пуста.

 

Глубоко и мелко,

Корабли в тарелке,

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот.

* * *

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

За обедом не сори,

Насорил – так убери.

Мы ногами не болтаем,

И ворон мы не считаем,

Не глядим по сторонам,

Ведь обедать надо нам!

Подготовка к прогулке (одевание). Перед тем как выйти в раздевалку – ждем «Тишину», далее в такой тишине одеваемся постепенно. Слежу за тем, чтобы дети одевались одновременно. 

Упражнение «Одевайся по команде»: кто одел свитер, может одевать штаны. Все надели сапоги? Теперь можно одевать куртки и шапки. Напоминаю, что одежду необходимо заправлять внутрь, для того чтобы было тепло. 

Делаю положительную оценку детям, которые одеваются правильно, быстро и тихо:

Одеваемся по порядку,

Привыкаем к порядку.

 

Шкафчик свой открывай

И одежду доставай. 

Мы сначала одеваем 

Кофточку, штанишки.

Обуваем на ножки 

Носки и сапожки. 

Шапку на головку 

Одеваем ловко. 

Шарфик не забудем.

Вот как мы умеем, 

Мы большими будем.

 

Обращаю внимание на тех, кому нужна помощь.

Раз, два, три, четыре, пять –

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

При возвращении с прогулки (раздевание) побуждаю детей не только к самостоятельным действиям, но и воспитываю стремление оказывать посильную помощь друг другу. В раздевалке проводится дидактическое упражнение: «Кто правильно и быстро положит одежду в шкафчик». Обращаю внимание на детей, которые очень аккуратно сложили свою одежду в шкафчик. Предлагаю детям помочь друг другу. 

Чтобы дети раздевались быстро и правильно, нужна тишина в раздевалке. На помощь приходит «ключик-замочек» (закрываем ротики на ключик).

Слежу за тем, чтобы дети не только аккуратно убирали вещи в шкаф, но и выворачивали каждую вещь на лицевую сторону. Контролирую процесс последовательности одевания-раздевания, включая детей в обсуждение: 

– как удобнее одеваться и раздеваться? 

– почему вы не хотите в первую очередь надеть шапку? или рукавицы? 

– что удобнее снять в первую очередь по приходу с улицы? и т.д. 

Воспитываю бережное отношение к личным вещам, аккуратность. Совершенствую широкий круг задач: называю название одежды и ее назначение, название деталей одежды.

Подготовка ко сну – продолжать учить аккуратно, складывать одежду на стульчики. После того, как дети разделись проводиться игра «Волшебная дорожка». Нужно пройти по массажной дорожке. Помогаю детям разобрать постель. Читаю стихи

Вот сейчас, вот сейчас,

Наступает «тихий» час

Надо тихо лежать,

Никому не мешать.

 

Нельзя шуметь, 

Нельзя толкаться,

Нельзя шептаться и смеяться,

Потому, что у нас 

«Тихий час».

Ходит Сон по горе,

Носит Дрему в рукаве,

Всем детишкам продает,

Нашим деткам так дает. 

 

Тишина у пруда,

Не качается вода.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши.

 

Подъем детей

Вот проснулись,

Потянулись,

С боку на бок

Повернулись!

Потягушечки! 

Потягушечки!

Где игрушечки,

Погремушечки?

Ты, игрушка, погреми,

Нашу детку подними!

Также использую комплексы гимнастик пробуждения. Например:

«Солнце глянуло в кроватку

 разбудило всех детей

Потягушки - потягушки,

Потянитесь поскорей.

Поскорей, скорей проснись

С добрым днем глазки, (ушки, ручки, ножки) - поглаживание

Вы проснулись.

Глазки смотрят, ушки слушают, ручки хлопают, ножки топают

Я проснулся! Мы проснулись!». 

Желаю всем доброго дня. 

Дети проходят босиком по массажной дорожке из спальни в групповое помещение. 

Обращаю внимание детей как нужно правильно одеваться. После того, как дети оделись, девочкам предлагаю– посещение парикмахерской (девочки идут причесываться). Во время причесывания девочек обращаю внимание на то, какие красивые, чистые волосы. Также напоминаю, что нужно делать, чтобы волосы были ухоженные.

 

Петушок-петушок,

Расчеши мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки расчешу.

 

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят –

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся -

Маму, дочка, слушайся.

 

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

«Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса».

 

При прощании использую следующие потешки:

Вечер наступает, 

Солнце засыпает. 

Деткам всем домой пора. 

До свидания, детвора

 

Завершается ещё один денёк.

Ждут родителей с работы 

Дочка и сынок. 

Удивляется, любуется народ,

Что за дружная семья 

Домой идёт!

 

Планировала такие беседы «Где прячутся микробы», «Почему нужно мыть руки перед едой» Цель: дать элементарные знания о вреде микробов. «Правила этикета за столом», Цель: Закрепление правил поведения за столом 

«Зачем нам расческа?», «Чистота залог здоровья» «Как пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены?», «Где хранятся вещи. Цель: закрепление навыков самообслуживания.

Хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры.

На формирование умения правильно вести себя в обществе, правила культурного поведения, выполнять культурно-гигиенические нормы.

«Хорошо или плохо?» «В страну вежливых слов» «Самая лучшая хозяйка». 

Дидактические игры: на формирование навыков самообслуживания, закрепить правила личной гигиены: «Крокодил-чистюля» Научим Машу правильно мыть руки», «Усади гостей за стол». 

Игры, направленные на развитие мелкой моторики, упражняют детей в застегивании, шнуровании, завязывании: «Зашнуруй башмачок», «Ромашка», «Собери бусы», «Волшебные шнурки», «Разложи пуговицы» и др.

Создание проблемных ситуаций: как можно чаще спрашиваю детей «Как вы считаете?», «Как нам быть?», «Как будем действовать?», поскольку то, что ребёнок сформулировал, спланировал и апробировал сам, намного быстрее и качественнее усвоится им. Правила, установленные ребёнком – это его правила. А моя задача – помочь ребёнку осознать и прийти к таким правилам.

Сюжетно-ролевые игры: «Накроем праздничный стол», «У нас обед» - на закрепление навыков сервировки стола.

«Салон красоты», «Парикмахерская» - на закрепление навыков самообслуживания.

«Кафе», «День рождение мишки» – на формирование умения правильно вести себя в обществе, правила культурного поведения,

Художественно-эстетическое развитие «Красивое полотенце», «Сложи красиво салфетки», раскраски по тематике и т.д.

Приобретённые навыки гигиенической культуры закрепить в процессе чтения художественной литературы: чтение отрывка К. Чуковского «Федорино горе» К. Чуковский «Мойдодыр».

Чтение сказки «Муха-Цокотуха», стихотворения Н. Гернер; заучивание «Песенки о вежливом чижике» направлены на воспитание навыков культурного поведения.

Чтение стихотворений А. Воронковой «Маша растеряша», Г. Ладонецикова «Кукла и Катя» О. Кригера «На прогулку» направлено на формирование навыков самообслуживания:

Чтение стихотворения Н. Найденова «Наши полотенца». Цель: формирование навыков личной гигиены» и др.

На их основе разыгрываем маленькие сценки, где упоминается важность соблюдения этикета.

Тесный контакт с родителями воспитанников позволяет мне более успешно решать проблему формирования КГН. Дети дома с родителями повторяют знакомые потешки, стихи, сказки, закрепляя навыки КГН, развивая речь, расширяя представления об окружающем.