Проблема развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях

Аширова Елена Алексеевна
Козловская Татьяна Владимировна
Макеева Анна Геннадьевна

Воспитатель, Д/с 169 "Лесная сказка", г. Тольятти 
Воспитатель, Д/с 169 "Лесная сказка", г. Тольятти 
Воспитатель, Д/с 169 "Лесная сказка", г. Тольятти 

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Аширова Е.А., Козловская Т.В., Макеева А.Г. Проблема развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 554188


 

Эмоция – это процесс оценивания поступающей в мозг информации о внешней или внутренней ситуации. Эмоция оценивает текущую ситуацию. Она транслирует оценку ситуации на язык переживаний. Эмоции спонтанны. Не поддаются, в значительной степени, подавлению. Не возникают по желанию индивида.

Эмоциональный процесс включает три основных компонента:

Первый компонент – это эмоциональное возбуждение. Далее происходит нарастание возбудимости. Следует заметить, что скорость протекания психических, моторных и вегетативных процессов сильно различается, как различается и их интенсивность. 

Второй компонент – знак эмоции. Когда событие расценивается субъектом, как позитивное, возникает положительная эмоция тогда, когда оно оценивается как негативное – отрицательная. При этом положительная эмоция пробуждает реакцию и в дальнейшем действия на поддержку позитивного события, отрицательная эмоция – вызывает реакцию и действия, ориентированные на уход от контакта, из–за негативного восприятие события.

Третий компонент – степень контроля эмоции. Поскольку появляется сильная потребность к действиям, возникает эмоциональное возбуждение. Если действие затруднено, может проявиться эмоциональное напряжение. В сложных ситуациях, когда возникает страх, но затрудняется бегство или, когда проявляется гнев, но невозможно его выразить в силу обстоятельств. Другими словами, возникает контрольная функция, которая препятствуют осуществлению прямого действия и т. п.

Б.И. Додонов предложил классификацию эмоций (не для всех эмоций). Если человек испытывает потребность в определенных эмоциях чаще и эта потребность придает осмысленную ценность самому процессу деятельности человека – это попало в классификацию.

Рассмотрим основные группы эмоций. В основе этой классификации положены потребности человека и его цели – другими словами – мотивы человека, которым служат те или иные эмоции. 

Альтруистические эмоции. Это переживания на основе потребности в содействии, помощи, желании покровительствовать другим людям, в стремлении приносить людям радость и благополучие. Появляется сопереживания – чувство жалости, беспокойства или радости и удовлетворения за удачный исход событий другого человека. Проявляется, в чувствах нежности, умиления, преданности, участия в судьбе другого. 

Коммуникативные эмоции. Прежде всего, это потребность в общении. Коммуникативные, при этом, только те, которые являются реакцией на удовлетворение или неудовлетворение позыва к эмоциональной близости – желание иметь друга, общаться, делиться мыслями. Прежде всего, это чувство симпатии, чувство уважения, благожелательного расположения к себе, либо, чувство обожания кого–либо, чувство взаимной благодарности, искренней признательности, стремление заслужить доверие либо одобрения.

Глорические эмоции (от лат. gloria – слава). Потребность в самоутверждении, славе, почету, признании заслуг. Когда человек становится популярным, узнаваемым, вызывает у других положительные эмоции. Выражаются человеком в чувстве гордости, превосходства, самолюбования, удовлетворении собой, своей значимости.

Праксические эмоции (по П.М. Якобсону) возникают по роду деятельности индивида, в связи с успешностью его деятельности или не успешностью. Прежде всего, это желанием добиться успеха в работе и успешное преодоление трудностей. Проявляются в увлеченности работой, в удовлетворении результатами коллективного или своего труда, в радости, что день был удачным.

Пугнические эмоции (от лат. pugna – борьба). Потребность человека в преодолении опасности, желание найти выход из сложной ситуации, стремление к борьбе при любых обстоятельствах, жажда острых ощущений, чувство спортивного азарта, спортивная злость, упоение грозящей опасностью, оправданным риском, мобилизация сил и возможностей.

Романтические эмоции. Стремление к таинственному, необычному, интригующему, неизведанному. Проявляются в чувстве особой значимости происходящего, в таинственном чувстве ожидания чуда.

Гностические эмоции (от греч. gnosis – знание). Потребностью в отыскивании новой информации, желание проникнуть в сущность нового явления, расшифровка нового явления и приведение его к общему знаменателю. Проявляются через чувство удивления или недоумения, в стремлении преодолеть противоречие, в построении догадок гипотез, в предчувствии красивого решения задачи, в радости открытия истины, в желании привести все в понятную систему.

Эстетические эмоции. Проявляются как наслаждение красотой, в удовлетворении от грандиозного, драматичного, величественного, возвышенного, изящного, грациозного. Эстетические чувства – светлая грусть, чувство одиночества, растроганности, задумчивости, сладость воспоминаний о прошлом являются разновидностью эстетических эмоций.

Гедонистические эмоции. Прежде всего, это удовлетворение сильной потребности в телесном и душевном комфорте. Наслаждение физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, проявляются в чувстве беззаботности и безмятежности, в неге, в легкой эйфории.

Акизитивные эмоции (от франц. acquisition – приобретение). Проявляются как сильный интерес к приобретению вещей, их накоплению, как увлечение коллекционированием, как радость от увеличения своей коллекции, как удовлетворение от накопленного.

Проявление эмоций у детей. Эмоции у детей проявляются при взаимодействии яркими объектами окружающей среды, с интересными событиями, необычными явлениями. Результатом правильного воспитания дошкольника и готовности его школе является – выработанный в раннем возрасте четкий эмоциональный самоконтроль, сформированные практикой положительные эмоциональные образы и как следствие – возможность владеть и управлять своим поведением при занятиях в группе.

Психологи сходятся на том, что эмоции владеют организмом, как бы ситуация не развивалась, происходит взаимосвязанный процесс. Этот процесс имеет три уровня: 

  • переживание или осознание эмоций; 
  • изменение физиологического состояния; 
  • изменение эмоционального состояния.

В эмоциональных процессах устанавливается связь. Взаимосвязанный процесс это, прежде всего связь между ходом событий, и ходом его деятельности человека. Как правило, события совершаются в соответствии или вразрез с потребностями индивида. При этом индивид заинтересован, прежде всего, на удовлетворение своих потребностей. Поэтому индивид настраивается либо на совершение действия, либо на противодействие событиям. Сигналом о реальной значимости для индивида происходящих событий являются эмоции. Эмоции нам показывают: либо мы стремимся к чему то, либо бежим от цели.

Эмоция выражает активную сторону потребности. Мы испытываем нашу зависимость из-за удовлетворения или неудовлетворения нашей потребности в (предмете) или событии. У нас формируется по отношению к предмету или событию чувство (эмоция). Чувство (желание, потребность), направленное на событие или предмет требует удовлетворения, появляется зависимость. Мы испытываем саму эту зависимость в удовольствии или неудовольствии, и у нас формируется по отношению к предмету какое-нибудь чувство.

Эмоции побуждают деятельность. Обязательным условием развития человека как личности является формирование чувств. Психиатр И.А. Сикорский писал в своих дневниках Воспитание в возрасте первого детства: «Могу с уверенностью сказать, что, что чувства и аффекты появились у детей значительно раньше, чем другие виды психических функций (например, воля, рассудок), и в известную пору составят самую выдающуюся сторону их душевной жизни».

Вывод. Педагоги и психологи придерживаются мнения, что эмоции появляются тогда, когда проявляется мотив к действию и он работает до оценки его разумом. Основой возникновения новых интересов и потребностей у детей являются мотивы. Говоря о чувствах ребенка, можно сказать, что с взрослением они могут терять импульсивность и становится более содержательными.

Функции эмоций. Экспрессивная и коммуникативная функция эмоций. Направленность строения личности человека, что человека волнует, а что оставляет равнодушным, определяется благодаря эмоциям. Практически не пользуясь, речью, как таковой, люди могут судить по эмоциям о состоянии друг друга. 

Эмоции выступают в роли регуляторов человеческого общения. Через эмоции происходит выбор друзей (партнеров) определяются средства и способы общения. Эмоции, выраженные через поступки, отражают адекватность или неадекватность той или иной ситуации, мотивы ее развития, мотивацию людей в этой ситуации участвующих (по А.Н. Леонтьеву).

Подкрепляющая функция эмоций. Воздействуя на человека теми или иными удавшимися или неудавшимися действиями, эмоции способны оставлять следы в опыте индивида. Закрепляя эмоциями удавшиеся или неудавшиеся действия, закрепляется полученный опыт. Ввиду того, что следы эмоций обычно опережают текущее развитие событий, возникает подкрепление действия эмоциями.

Предвосхищающая функция эмоций. Эмоции способны предвосхищать события, реально еще не наступившие, вспоминаются пережитые ранее события, уже представляются воображаемые ситуации, появляются схожие с событиями эмоции. Предвосхищая возможный приятный или неприятный исход, эмоции сигнализируют об этом. 

Мобилизационная функция эмоций. Аффект – один из видов эмоций, выполняет защитную (предупредительную) роль. Он может рассматриваться и как проявление психических свойств индивида (вспыльчивости, несдержанности, гневливости). Эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Самой мощной эмоциональной реакцией является аффект. Аффект (от лат. affectuctus – «душевное волнение») – сильное и кратковременное эмоциональное состояние, обусловлено с резким изменением важных для человека обстоятельств. Сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Аффект полностью захватывает психику человека.

Влияния эмоций на организм. Эмоции играют огромную роль при изменении окружающих условий. При любом развитии ситуации идет эмоциональная реакция, организмом определяется форма и возможные механизмы зашиты. Эмоция определяет полезно или вредно будет действие, и вызывает эмоциональный отклик. Кроме того, В.К. Вилюнас пишет: «Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам... Предметом любви – ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия – неудовольствия».

Вывод. Таким образом, мы видим, что эмоциональная сфера ребенка имеет свою структуру, динамику и особенности. Эмоциональная сфера ребенка оказывают значительное влияние на успешное развитие личности ребенка. Именно поэтому необходимо учитывать данные особенности при работе с детьми возраста 6-7 лет.

 

 

Литература:

  1. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. С. 78-135.
  2. Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев, 1987. 140 с.
  3. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. М.: Гардарики, 2002. С. 69-70.
  4. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984. С. 148-149.