Занимательная физика: исследовательская работа

Урумова Альбина Владимировна
Абаев Сармат

Учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 1, г. Ардон, РСО – Алания
Ученик 1 Б класса, МБОУ СОШ № 1, г. Ардон, РСО – Алания

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Урумова А.В., Абаев С. Занимательная физика: исследовательская работа // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 31.03.2020).

Заказ № 552692


 

Введение

Мама на день рождение подарила мне книгу «Мои первые научные опыты». Мне стало интересно, что же это за опыты. Оказалось, что ни связаны с наукой «Физика». Придя в школу, я начал задавать вопросы по этим опытам своей учительнице Альбине Владимировне. В результате возникла тема исследования: «Занимательная физика».

Цель работы: освоение методики физических исследований, овладение навыками правильного наблюдения и техникой физического эксперимента.

Задачи работы:

  1. Изучить литературу и другие источники информации по теме исследовательской работы;
  2. Провести физические опыты и показать их своим одноклассникам;
  3. Раскрыть секреты опытов.

Актуальность:

Физические опыты в занимательной форме знакомят нас с разнообразными применениями законов физики. Я знаю, что существует много простых и эффектных опытов, которые не являются простой ловкостью рук, а построены на основных законах физики. Поэтому я считаю, что их нужно изучить и провести. Я считаю, что это лучше, чем сидеть за компьютером и играть в игры. Может быть, в будущем и я смогу открыть новый закон.

Методы исследования: изучение, анализ, а в следствии практическое применение.

Основная часть

Сначала, я решил узнать у своих одноклассников, знают ли они, что такое физика и оказалось, что они ничего не знают. Тогда мы с моей учительницей решили с помощью опытов объяснить одноклассникам что же такое физика. Стали изучать книгу «Мои первые научные опыты», искать литературу и другие источники информации. И вот что нам удалось узнать.

Физика – это не только научные книги, сложные законы и огромные лаборатории – это еще интересные эксперименты и занимательные опыты.

Физика – это одна из основных наук о природе. В окружающем нас мире происходят разнообразные изменения (явления): механические, электрические, магнитные, звуковые, световые. Все эти явления называются физическими.

Физические опыты можно делать с помощью простых бытовых предметов. Именно в школьном возрасте ребенка можно и нужно учить наблюдать, размышлять, удивляться открытиям. В данной исследовательской работе я рассмотрел опыты, которые показывают, что изучение физических явлений и законов происходит на основе постановки демонстрационных экспериментов.

Опыты

И так начинаем наши опыты:

Опыт № 1 «Непромокаемая бумага»

Воздух тоже можно использовать в самых разных интересных трюках. Вот один из способов, которыми можно удивить зрителей при помощи воздуха.

Реквизит:

Бумажное полотенце, стакан, пластиковая миска или ведёрко, в которое можно налить достаточное количество воды, чтобы она полностью покрыла стакан

Начинаем научное волшебство!

Ход эксперимента:

Объяви зрителям: «C помощью своего магического мастерства я смогу сделать так, чтобы кусочек бумаги остался сухим».

Сомни бумажное полотенце и положи его на дно стакана.

Переверни стакан и убедись, что комок бумаги остаётся на месте.

Потом медленно опусти перевёрнутый стакан в миску с водой. Старайся держать стакан как можно ровнее, пока он не скроется под водой полностью.

Вытащи стакан из воды и стряхни с него воду. Переверни стакан дном книзу и достань бумагу. Дай зрителям пощупать её и убедиться, что она осталась сухой.

Результат:

Зрители обнаруживают, что бумажное полотенце осталось сухим.

Объяснение:

Воздух занимает определённый объём. В стакане есть воздух, в каком бы положении он не находился. Когда ты переворачиваешь стакан кверху дном и медленно опускаешь в воду, воздух остаётся в стакане. Вода из-за воздуха не может попасть в стакан. Давление воздуха оказывается больше, чем давление воды, стремящейся проникнуть внутрь стакана. Полотенце на дне стакана остаётся сухим. Если стакан под водой перевернуть набок, воздух в виде пузырьков будет выходить из него. Тогда сможет попасть в стакан.

Опыт № 2 «Соль и перец»

Реквизит:

Бумажное полотенце, 1 чайная ложка соли, 1 чайная ложка молотого перца, ложка, воздушный шарик, шерстяной шарф.

Ход эксперимента:

Расстели на столе бумажное полотенце. Насыпь на него соль и перец. 

Начинаем научное волшебство!

Предложи кому-нибудь из зрителей стать твоим ассистентом.

Тщательно перемешай ложкой соль и перец. Предложи помощнику отделить соль от перца.

Когда твой помощник отчается их разделить, предложи ему теперь посмотреть.

Надуй шарик, завяжи и потри им о шерстяной шарф.

Поднеси шарик поближе к смеси соли и перца. Что ты увидишь?

Результат:

Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.

Объяснение:

Когда ты трёшь шарик шерстяной тканью, он как бы заряжается. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнёт притягиваться к нему. Это происходит потому, что в перечных пылинках есть такие частицы, которые заряжаются от шарика.

Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе такие частицы заряд переносят плохо. Когда ты подносишь к соли заряженный шарик, её частицы всё равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда – остаётся незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к заряженному шарику.

Опыт № 3 «Поверхностное натяжение воды и конфетти»

Этот эксперимент похож на волшебство, но на самом деле он имеет научное объяснение. От прикосновения к воде пальчиком все плавающие в воде конфетти сразу же отплывут к краям блюдца. Можно использовать не палочку, а кусочек мыла или капнуть моющее средство в центр блюдца - конфетти разбегутся по сторонам, как будто не любят мыло.

Реквизит:

Вода, блюдце, конфетти, моющее средство (жидкое мыло, шампунь или жидкость для мытья посуды).

Ход эксперимента:

  1. Налить воду в блюдце.
  2. Взять конфетти и насыпать его в центр блюдца.
  3. Обмакнуть в моющее средство пальчик и прикоснуться ею к поверхности воды в центре блюдца.

Результат:

Конфетти после прикосновения пальца сразу же послушно переместятся к краям блюдца. Это связано с тем, что моющие средства являются поверхностно-активными веществами, они собираются на поверхности воды и уменьшает ее поверхностное натяжение. На воде образуется мыльная пленка, она растекается, оттесняя конфетти к краям.

Опыт № 4 «Вода и масло»

Реквизит:

Растительное масло, вода, два стакана.

Ход эксперимента:

Берём полстакана растительного масла и полстакана воды. Осторожно всё смешиваем. Обратите внимание, что масло и вода не смешались, а разделились. 

Результат:

Масло и вода имеют разную плотность, к тому же обладают свойством не смешиваться, как бы мы ни пытались их перемешать.

Заключение

Все явления, наблюдаемые при проведении занимательных опытов, имеют научное объяснение – это законы физики, которые мы будем учить в старших классах.

По итогам научно-исследовательской работы я сделал следующие выводы:

  1. В различных источниках информации можно найти и самим придумать много занимательных физических опытов, выполняемых с помощью подручного оборудования.
  2. Я научился показывать несложные интересные опыты.
  3. Раскрыл секреты опытов.

На уроке окружающий мир, я с учительницей показал свои эксперименты моим одноклассникам и, они заинтересовались. Во время показа опытов мои одноклассники были очень активны, и с большим удовольствием принимали участие. 

Опыты повысили наш интерес к изучению физики, мы научились наблюдать, сравнивать, размышлять, устанавливать причинно-следственную связь, делать выводы, соблюдать правила безопасности при проведении экспериментов, объяснять различных физических явлений, происходящих в окружающем мире. 

 

Литература:

  1. Акопян А. И никакого волшебства. М.: Малыш, 1986. 16 с.
  2. Акопян А. Фокус – покус. М.: Малыш, 1988. 16 с.
  3. Лемени-Македона П. Большая книга экспериментов. М.: Эксмо, 2010. 128 с.
  4. Мои первые научные опыты / издание на русском языке «Издательская группа «Контэнт»; ЗАО «Издательство Кристина – новый век», Словакия, 2003. 128 с.
  5. Сканворды. URL: http://www.scanword.net.
  6. Фокусы: детская энциклопедия. М.: Аргументы и факты. 2006. 48 с.