Урумова Альбина Владимировна
Абаев Сармат
Учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 1, г. Ардон, РСО – Алания
Ученик 1 Б класса, МБОУ СОШ № 1, г. Ардон, РСО – Алания
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Урумова А.В., Абаев С. Занимательная физика: исследовательская работа // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 552692
Введение
Мама на день рождение подарила мне книгу «Мои первые научные опыты». Мне стало интересно, что же это за опыты. Оказалось, что ни связаны с наукой «Физика». Придя в школу, я начал задавать вопросы по этим опытам своей учительнице Альбине Владимировне. В результате возникла тема исследования: «Занимательная физика».
Цель работы: освоение методики физических исследований, овладение навыками правильного наблюдения и техникой физического эксперимента.
Задачи работы:
Актуальность:
Физические опыты в занимательной форме знакомят нас с разнообразными применениями законов физики. Я знаю, что существует много простых и эффектных опытов, которые не являются простой ловкостью рук, а построены на основных законах физики. Поэтому я считаю, что их нужно изучить и провести. Я считаю, что это лучше, чем сидеть за компьютером и играть в игры. Может быть, в будущем и я смогу открыть новый закон.
Методы исследования: изучение, анализ, а в следствии практическое применение.
Основная часть
Сначала, я решил узнать у своих одноклассников, знают ли они, что такое физика и оказалось, что они ничего не знают. Тогда мы с моей учительницей решили с помощью опытов объяснить одноклассникам что же такое физика. Стали изучать книгу «Мои первые научные опыты», искать литературу и другие источники информации. И вот что нам удалось узнать.
Физика – это не только научные книги, сложные законы и огромные лаборатории – это еще интересные эксперименты и занимательные опыты.
Физика – это одна из основных наук о природе. В окружающем нас мире происходят разнообразные изменения (явления): механические, электрические, магнитные, звуковые, световые. Все эти явления называются физическими.
Физические опыты можно делать с помощью простых бытовых предметов. Именно в школьном возрасте ребенка можно и нужно учить наблюдать, размышлять, удивляться открытиям. В данной исследовательской работе я рассмотрел опыты, которые показывают, что изучение физических явлений и законов происходит на основе постановки демонстрационных экспериментов.
Опыты
И так начинаем наши опыты:
Опыт № 1 «Непромокаемая бумага»
Воздух тоже можно использовать в самых разных интересных трюках. Вот один из способов, которыми можно удивить зрителей при помощи воздуха.
Реквизит:
Бумажное полотенце, стакан, пластиковая миска или ведёрко, в которое можно налить достаточное количество воды, чтобы она полностью покрыла стакан
Начинаем научное волшебство!
Ход эксперимента:
Объяви зрителям: «C помощью своего магического мастерства я смогу сделать так, чтобы кусочек бумаги остался сухим».
Сомни бумажное полотенце и положи его на дно стакана.
Переверни стакан и убедись, что комок бумаги остаётся на месте.
Потом медленно опусти перевёрнутый стакан в миску с водой. Старайся держать стакан как можно ровнее, пока он не скроется под водой полностью.
Вытащи стакан из воды и стряхни с него воду. Переверни стакан дном книзу и достань бумагу. Дай зрителям пощупать её и убедиться, что она осталась сухой.
Результат:
Зрители обнаруживают, что бумажное полотенце осталось сухим.
Объяснение:
Воздух занимает определённый объём. В стакане есть воздух, в каком бы положении он не находился. Когда ты переворачиваешь стакан кверху дном и медленно опускаешь в воду, воздух остаётся в стакане. Вода из-за воздуха не может попасть в стакан. Давление воздуха оказывается больше, чем давление воды, стремящейся проникнуть внутрь стакана. Полотенце на дне стакана остаётся сухим. Если стакан под водой перевернуть набок, воздух в виде пузырьков будет выходить из него. Тогда сможет попасть в стакан.
Опыт № 2 «Соль и перец»
Реквизит:
Бумажное полотенце, 1 чайная ложка соли, 1 чайная ложка молотого перца, ложка, воздушный шарик, шерстяной шарф.
Ход эксперимента:
Расстели на столе бумажное полотенце. Насыпь на него соль и перец.
Начинаем научное волшебство!
Предложи кому-нибудь из зрителей стать твоим ассистентом.
Тщательно перемешай ложкой соль и перец. Предложи помощнику отделить соль от перца.
Когда твой помощник отчается их разделить, предложи ему теперь посмотреть.
Надуй шарик, завяжи и потри им о шерстяной шарф.
Поднеси шарик поближе к смеси соли и перца. Что ты увидишь?
Результат:
Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.
Объяснение:
Когда ты трёшь шарик шерстяной тканью, он как бы заряжается. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнёт притягиваться к нему. Это происходит потому, что в перечных пылинках есть такие частицы, которые заряжаются от шарика.
Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе такие частицы заряд переносят плохо. Когда ты подносишь к соли заряженный шарик, её частицы всё равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда – остаётся незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к заряженному шарику.
Опыт № 3 «Поверхностное натяжение воды и конфетти»
Этот эксперимент похож на волшебство, но на самом деле он имеет научное объяснение. От прикосновения к воде пальчиком все плавающие в воде конфетти сразу же отплывут к краям блюдца. Можно использовать не палочку, а кусочек мыла или капнуть моющее средство в центр блюдца - конфетти разбегутся по сторонам, как будто не любят мыло.
Реквизит:
Вода, блюдце, конфетти, моющее средство (жидкое мыло, шампунь или жидкость для мытья посуды).
Ход эксперимента:
Результат:
Конфетти после прикосновения пальца сразу же послушно переместятся к краям блюдца. Это связано с тем, что моющие средства являются поверхностно-активными веществами, они собираются на поверхности воды и уменьшает ее поверхностное натяжение. На воде образуется мыльная пленка, она растекается, оттесняя конфетти к краям.
Опыт № 4 «Вода и масло»
Реквизит:
Растительное масло, вода, два стакана.
Ход эксперимента:
Берём полстакана растительного масла и полстакана воды. Осторожно всё смешиваем. Обратите внимание, что масло и вода не смешались, а разделились.
Результат:
Масло и вода имеют разную плотность, к тому же обладают свойством не смешиваться, как бы мы ни пытались их перемешать.
Заключение
Все явления, наблюдаемые при проведении занимательных опытов, имеют научное объяснение – это законы физики, которые мы будем учить в старших классах.
По итогам научно-исследовательской работы я сделал следующие выводы:
На уроке окружающий мир, я с учительницей показал свои эксперименты моим одноклассникам и, они заинтересовались. Во время показа опытов мои одноклассники были очень активны, и с большим удовольствием принимали участие.
Опыты повысили наш интерес к изучению физики, мы научились наблюдать, сравнивать, размышлять, устанавливать причинно-следственную связь, делать выводы, соблюдать правила безопасности при проведении экспериментов, объяснять различных физических явлений, происходящих в окружающем мире.
Литература: