Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи: родительское собрание

Проскурина Светлана Ивановна

Учитель-логопед, МБДОУ детский сад №29 "Искорка",  г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Проскурина С.И. Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи: родительское собрание // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 541943


 

План проведения:

1. Что такое «логопедия»? Кто такой логопед?

2. Особенности логопедической работы:

  • содержание логопедической работы;
  • формы логопедической работы.

3. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.

4. Положительные стороны обучения и воспитания детей в логопедических группах.

 

Ход собрание

1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.

Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

2. Чем же работа педагогов логопедической группе отличается от работы в массовых группах детского сада?

В логопедической группе проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

  • формирование правильного звукопроизношения;
  • развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
  • совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • обогащение, активизация словарного запаса речи;
  • развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
  • развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
  • совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в логопедической группе в форме фронтальных занятий со всеми детьми, и подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатель работает над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

Работа в логопедической группе делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, прежде всего, нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р). Для данного нарушения характерны такие особенности, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями, несовершенство грамматических процессов, в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный. 

Фронтальные занятия делятся на:

  • занятия по формированию лексико-грамматического строя;
  • занятия по формированию связной речи;
  • занятия по подготовке к обучению грамоте.

Занятия по формированию лексико-грамматического строя речи строятся по темам. На каждую неделю учебного года есть своя тема, например – одежда, обувь, осень, животные и т.д. Всю неделю дети расширяют представления, словарь, выполняют грамматические упражнения.

На занятиях по развитию связной речи мы учиться составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетным картинкам, рассказы по серии сюжетных картин, учиться составлять пересказы. 

На занятиях по подготовке к обучению грамоте, знакомиться со звуками, звукобуквенным анализом слов, анализом предложений.

На индивидуальных и подгрупповых занятиях работа ведется в основном по исправлению неправильного звукопроизношения. Она включает в себя формирование правильного речевого дыхания, артикуляционную гимнастику, постановку звуков и автоматизацию поставленных звуков в речи. 

Для правильного произношения звуков нашего языка необходимо правильное речевое дыхание. Для его формирования используются разные упражнения, например можно сдуть кусочек ваты с ладошки.

Артикуляционная гимнастика – это упражнения, направленные на развитие мышц артикуляционного аппарата, то есть языка, губ, щек.

Автоматизация поставленных звуков происходит в слогах, словах, фразах и предложениях.

Это все, что, касается нашей работы в детском саду. Но вы не думайте, пожалуйста, что этого всего достаточно для того, чтобы ребенок начал правильно говорить. Все зависит от вас, уважаемые родители, от вашего настроя. Ведь вся основная работа по автоматизации звуков и закреплению новых знаний ложится на вас дома. Того что мы будем делать здесь недостаточно, необходимо будет много заниматься дома. Если вы заинтересованы в том, чтобы речь вашего ребенка значительно улучшилась, с ним необходимо заниматься ежедневно. Это не потребует много времени. По дороге из сада домой спросите своего малыша: чем он занимался в детском саду? Выслушивая его рассказ, обращайте внимание на правильное произношение исправленных звуков. 

3. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Дома прочтите задание в логопедической тетради, позанимайтесь перед зеркалом артикуляционной гимнастикой, поработайте над речевым материалом хотя бы 10-15 минут. 

Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

  • тетради забираются в четверг или в пятницу;
  • не забывайте каждую среду приносить логопедические тетради с выполненным заданием в детский сад;
  • задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
  • весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
  • все задания выполняются до конца.
  • тетради содержите, пожалуйста, в чистоте, задания за ребенка не выполняйте. Все делайте вместе.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

4. Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу? Это:

  • коррекция звукопроизношения;
  • формирование грамотной, выразительной речи;
  • развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
  • индивидуальный подход к ребенку;
  • совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. 

Удачи, успехов в совместной работе наших любимых детей!