Игровые технологии коррекции поведения дошкольников

Челядинова Марина Сергеевна

Педагог-психолог, МБДОУ №11 "Детский сад "Радуга", г. Ханты-Мансийск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Челядинова М.С. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 31.03.2020).

Заказ № 536071


 

В педагогической энциклопедии понятие коррекция определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий. Причем коррекция рассматривается как педагогическое воздействие, которое не сводиться к тренировочным упражнениям, направленным на исправление отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом. Целенаправленная психолого-педагогическая коррекция в рамках возможности ДОУ должна рассматриваться в качестве самостоятельной задачи, решаемой в русле здоровьесберегающих образовательных технологий.

Сегодня доказана значимость игры в работе с детьми дошкольного возраста. Дети, имеющие богатый игровой опыт, более подготовлены к творческой деятельности, к гибкому и, вместе с тем, целенаправленному поведению, чем их сверстники с дефицитом игровой практики. Сами по себе игры являются частью воспитательно-образовательной работы, они имеют большое значение для развития личности ребенка-дошкольника.

Когда мы говорим об использовании игровых технологий в работе с детьми, имеется в виду система игр, направленная на решение конкретной цели, так как технология есть система осуществления, реализации. Когда же мы говорим об игровых технологиях коррекции поведения детей, имеем в виду системную работу включающую диагностику и комплекс игр, направленную на решение этой проблемы.

Поведение детей - проблема, с которой чаще всего сталкиваются многие взрослые-воспитатели, родители. Возникает масса вопросов: можно ли считать эти недостатки поведения типичные для дошкольников? Какова их причина? Как эффективно решить уже возникающие проблемы?

Умение управлять собой, своим поведением даётся с большим трудом дошкольникам. Желая, как можно быстрее развить в ребёнке способность управлять своим поведением, взрослые нередко прибегают к малоэффективным средствам: читают нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности; дают массу инструкций, убивая этим самым самостоятельность; наказывают за малейшую провинность.

Отсутствие своевременных мер по предупреждению и исправлению недостатков поведения приводит к тому, что ребёнок приобретает привычку вести себя неорганизованно, недисциплинированно. 

Таким образом, типичными формами неконструктивного поведения в старшем дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте являются:

  • импульсивное поведение (обусловленное, как уже было сказано, преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка)
  • демонстративное
  • протестное
  • агрессивное
  • конформное
  • недисциплинированное
  • симптоматическое поведение,

в возникновении которых определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, особенности семейного воспитания и др.

Рассмотрим формы неконструктивного поведения.

Импульсивное поведение

Такое поведение складывается из поступков ребенка, которые он совершает по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств, сильного впечатления, не взвешивая все «за» и «против». Ребенок быстро и непосредственно реагирует, и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях. Нередко начинает выполнять задания не дослушав инструкцию до конца, но через некоторое время оказывается, что он не знает, что нужно делать. Такой ребенок легко переносит наказание, не держит зла, поминутно ссориться со сверстниками и тут же мирится.

Протестное поведение

Формы протестного поведения детей – это негативизм, упрямство, строптивость. В определенном возрасте (кризис 3-х лет и т. д.) подобные изменения в поведении свидетельствуют о нормальном формировании личности. Если подобные проявления у ребенка носят исключительно негативный характер, это расценивается как недостаток поведения.

Дети с протестным поведением чаще других сверстников инициируют конфликтные ситуации или попадают в них. Они протестуют, занимают позицию «непримиримого борца», отстаивают её «до победы»; они склонны разрешать конфликтные ситуации криками, обзыванием, дракой.

Агрессивное поведение

Агрессивным называют целенаправленное разрушительное поведение. Агрессивное поведение может быть непосредственным, то есть прямо направленным на раздражающий объект, либо смещенным, когда ребенок по каким-либо причинам не может направить агрессию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки.

Недисциплинированное поведение

Как правило, детям с этим типом поведения свойственны безответственность, развязность, леность, неряшливость, эгоизм.

Конформное поведение

Это дети – тихони, которые легко «идут на поводу» у более активных и бойких сверстников. Не имея своей позиции, своей точки зрения, они легко принимают чужую. Если конформное поведение закрепляется, становится для ребенка привычным, то оно неизбежно приводит к искажению его личностного развития.

Вполне закономерно, что дети с данным поведением имеют проблемы в общении, в межличностных отношениях. Наиболее типичные из них это избирательность контактов и боязнь публичных выступлений.

Демонстративное поведение

Качества личности, противоположные конформности – это самостоятельность и независимость. 

Признаками такого поведения будет стремление ребёнка к демонстрации своей индивидуальности, кривляние, капризы, а также вычурность действий и поведения в целом.

Часто встречающийся вариант демонстративного поведения – детское кривляние. Можно выделить две закономерности. Во-первых, ребёнок кривляется только в присутствии взрослых и только тогда, когда они обращают на него внимание. Во-вторых, когда взрослые показывают ребёнку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а наоборот, усиливается. В итоге развёртывается особый коммуникативный акт, в котором ребёнок на невербальном языке говорит взрослым: «Я делаю то, что вам не нравится». Чтобы грамотно ответить на вопрос – присущ ребёнку тот или иной тип неконструктивного поведения, и если да, то в какой мере, воспитатели, родители могут воспользоваться диагностической таблицей, отражающей возможные варианты поведения детей. 

 

Таблица 1. 

Диагностика и критерии оценки неконструктивного поведения детей

 

Ф.И. ребёнка                                  Возраст                                                Дата

Характеристика поведения

утверждения

да

нет

1

Испугано озирается, оглядывается

 

 

2

Продолжает заниматься своим делом даже после замечания

 

 

3

Нетерпелив, выкрикивает, перебивает

 

 

4

Претендует на главные роли

 

 

5

Неопрятный внешний вид

 

 

6

Дерётся со сверстниками, кусается

 

 

7

Беспрекословно следует инструкциям, выполняет просьбы

 

 

8

Спорит, с трудом договаривается, соглашается

 

 

9

Не доводит начатое до конца

 

 

10

Требует к себе постоянного внимания

 

 

11

Не в состоянии поддерживать порядок

 

 

12

Обзывает сверстников, грубит взрослым

 

 

13

Говорит тихо и мало

 

 

14

Ссорится, конфликтует со сверстниками

 

 

15

Склонен к быстрой и частой смене настроений

 

 

16

Кривляется, строит из себя «шута»

 

 

17

Опаздывает

 

 

18

Задирает сверстников, провоцирует у них агрессивное поведение

 

 

19

Не проявляет инициативы, пассивен, не задает вопросов

 

 

20

Обидчив, склонен к беспричинным слезам

 

 

21

Говорит быстро и много

 

 

22

Любит приказывать другим детям, повелевать ими

 

 

23

Не держит обещания, забывает о порученном

 

 

24

Плюётся в состоянии раздражения

 

 

25

Не уверен в себе

 

 

26

С трудом признаёт свои ошибки

 

 

27

Двигательно беспокоен: вертится, совершает бесполезные движения рук и ногами

 

 

28

Болезненно переживает поражения, неуспехи

 

 

29

Нарушает правила поведения и правила игры «по забывчивости»

 

 

30

Стремится делать много назло

 

 

31

Сторонится коллективных игр и заданий

 

 

32

Обвиняет в своих неудачах других

 

 

33

Неусидчив

 

 

34

Склонен к хвастовству

 

 

35

Не правильно истолковывает правила: соблюдая одно, нарушает другое

 

 

36

Ломает, бросает, портит учебные принадлежности и игровые атрибуты

 

 

37

Избегает главных ролей в играх

 

 

38

Добивается своего капризами

 

 

39

Постоянно отвлекается

 

 

40

Не идёт на уступки

 

 

41

Регулярно и целенаправленно нарушает правила

 

 

42

Замахивается на сверстников

 

 

 

Таблица 

Ф.И. ребёнка                                  Возраст                                                Дата

Тип поведения

Номера характеристик

Балл

Конформное

1,7,13,19,25,31,37

 

Протестное

2,8,14,20,26,32,38

 

Импульсивное

3,9,15,21,27,33,39

 

Демонстрационное

4,10,16,22,28,34,40

 

Не дисциплинированное

5,11,17,23,29,35,41

 

Агрессивное

6,12,18,24,30,36,42

 

 

В таблице 1, напротив каждой указанной слева характеристики взрослый отмечает, присуща она ребёнку или нет. Результаты анализируются с помощью специального ключа, данного в таблице 2.

Если по какому – либо типу неконструктивного поведения из семи характеристик отмечены 4 и больше (т.е. в сумме получается 12-21 бал), следует сделать вывод, что данный тип поведения ребёнку присущ, и вписать этот тип в левую колонку таблицы 3.

Целесообразно каждый присущий ребёнку тип неконструктивного поведения оценить с помощью следующих критериев.

Частота подобного поведения:

Несколько раз в день – 5 баллов.

Один раз в день – 4 балла.

Несколько раз в неделю – 3 балла.

Один раз в неделю – 2 балла.

Один раз в месяц и реже – 1 балл.

Соответствующий балл заносится в таблицу 3 в графу «частота».

 

Таблица 3

Ф.И. ребёнка                                  Возраст                                                Дата

Тип неконструктивного поведения

Критерии оценки

частота

длительность

степень

Ситуационная специфичность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Длительность – критерий времени – указывает на то, как давно поведение появилось, и как долго присутствует в репертуаре ребёнка:

Год и дольше – 5 баллов

Полгода – 4 балла

Два – три месяца – 3 балла

Три – четыре недели – 2 балла

Несколько дней – 1 балл

Соответствующий балл заносится в таблицу 3 в графу «длительность».

 

Степень тяжести свидетельствует о том, насколько негативно влияние неконструктивного поведения на общее развитие ребёнка и к каким нежелательным последствиям это приводит (каждый параметр оценивается 1 балл);

  • Снижается продуктивность на занятиях;
  • Появляются негативные качества личности, черты характера;
  • Ухудшается физическое самочувствие, возникают проблемы со здоровьем;
  • Не складываются взаимоотношения со сверстниками;
  • Обостряются взаимоотношения со взрослыми.

Суммарный балл заносится в графу «степень».

Ситуационная специфичность.

Поведение от ситуации не зависит – 5 баллов

Поведение возникает в нескольких схожих ситуациях – 3 балла

Поведение возникает всегда в одной и той же ситуации – 1 балл.

Соответствующий балл заносится в графу «ситуационная специфичность».

Заполнив таблицу 3, педагог анализирует комбинацию всех вышеназванных критериев, подсчитывая суммарный балл, и делает следующие выводы.

15–20 баллов. Ребенку срочно необходима квалифицированная психолого-педагогическая помощь.

10 - 14 баллов. Ребенка целесообразно включить в коррекционную работу. Он уже находится в «группе риска» и велика вероятность, что неконструктивное поведение может закрепиться, если не будут приняты своевременные меры.

4 – 9 баллов. Скорее всего, оно явление временное – возрастное или ситуативное. Прежде чем вовлекать таких детей в коррекционную помощь, необходимо, в первую очередь, создать им психологически комфортные условия, продолжая при этом внимательно наблюдать за динамикой их поведения.

Следующий этап начинается с того, что индивидуально, для каждого ребенка, нуждающегося в психолого-педагогической помощи, определяется направление, содержание и логика коррекционного воздействия. Как показывает опыт, не следует пытаться воздействовать одновременно на несколько дефицитных факторов. Важное правило коррекционно-развивающей работы – сначала использовать игры, в которых исключается параллельная нагрузка даже на две дефицитные способности. Добившись от ребенка, например, сдержанности, аккуратности, усидчивости в играх, направленных на каждую из этих способностей в отдельности, можно переходить к играм, содержащим требования к двум способностям, затем к двум одновременно: сдержанность плюс аккуратность; аккуратность плюс усидчивость.

При планировании предстоящей коррекционно-развивающей работы, целесообразно «построить» «лестницу проблем», на нижней ступеньке которой располагается самая простая, конкретная и наиболее достижимая поведенческая проблема, а на каждой следующей – по одной другой, отличающихся между собой постепенно возрастающей сложностью.

Например, «лестница проблем» при работе с конформным ребенком.

  1. Добиться того, чтобы ребенок с удовольствием принимал участие в коллективных играх. Раскрепощающие, психотехнические игры (народные игры, где ребенок выполняет роль ведомого).
  2. Преодоление молчаливости и безынициативности (образно – ролевые игры).
  3. Игры – драматизации (…указать конкретно)

Педагога не должно пугать временное невнимание к другим поведенческим и личностным недостаткам ребенка, поскольку такой подход (ступенька за ступенькой), во-первых, существенно экономит силы ребенка. Во-вторых, исключает конфликты и разочарования, неизбежно появляющиеся при обилии требований, а это, в свою очередь, приводит к тому, что некоторые недостатки исчезают сами по себе.

Таким образом можно представить алгоритм организации коррекционно-развивающего процесса:

  1. Предварительная диагностика.
  2. Формирование задач (построение «лестницы проблем») и продумывание логики коррекционной работы с каждым ребенком.
  3. Выбор формы коррекционно – развивающего воздействия: заниматься с ребенком индивидуально, включать его в группу, вовлечь во фронтальную работу и т. д.
  4. Конструирование игровой программы (системы игр), ее содержательное наполнение игровыми упражнениями и играми различных типов.

Внесение в процессе в игровую программу уточнений, дополнений, изменений (усложнение).

Неспецифические методы коррекции неконструктивного поведения можно разделить на две группы:

- методы изменения деятельности детей;

- методы изменения отношения к ребенку.

Введение новых, дополнительных видов деятельности – это, прежде всего те виды деятельности, которые прежде либо отсутствовали в опыте ребенка, либо были представлены не полно.

Использование искусства в коррекционной работе – «арт-терапия» (изо деятельность, литературное и музыкальное творчество):

Музыка или музыкотерапия;

Рисование, рисуночная терапия;

Литература или библиотерапия.

Методы изменения отношения к ребенку:

  • личный пример взрослого и сверстника;
  • игнорирование поведения ребенка;
  • «разрешение» на поведение;
  • изменение (повышение) статуса ребенка в коллективе;
  • педагогическая поддержка.

 

Виды игр

Тип неконструктивного поведения

Игры с правилами

Импульсивное недисциплинированное

Игры - соревнования

Импульсивное недисциплинированное

Игры драматизации

Импульсивное недисциплинированное

Образно – ролевые игры

Конформное

Раскрепощающие психотехнические игры (аутооренинг)

Конформное

Коллективные дидактические игры

Конформное

Сюжетно – ролевые игры

Демонстративное

Режиссерские игры

Агрессивное

Психотехнические освобождающие

Агрессивное

Народные подвижные игры

Все типы поведения

 

Успех работы по коррекции неконструктивного поведения детей с использованием игры во многом зависит от того, насколько умело педагог организует игровой процесс и руководит им. Процесс психолого-педагогической коррекции неконструктивного поведения дошкольников будет успешным. Если педагог создаст такие условия, в которых систематическое и планомерное обращение к игровым технологиям, другим методам не нарушит естественной логики жизни детей в детском саду.