Кофанова Валентина Николаевна
Учитель русского языка и литературы, МАОУ "СОШ №40", г. Старый Оскол
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Кофанова В.Н. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь… // Совушка. 2020. N1 (19). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/19/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 514348
Язык, великолепный наш язык
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
К.Д. Бальмонт
Язык – это история народа. Язык –
это путь цивилизации и культуры. Именно
поэтому изучение и сбережение русского
языка является не праздным увлечением от
нечего делать, а насущной необходимостью.
А.И. Куприн
Начиная размышление о языке и чистоте речи, необходимо обратиться к «Толковому словарю» С.И. Ожегова, чтобы уточнить значение данного понятия. Итак, что же такое «язык»?
В словарной статье Сергей Иванович демонстрирует многозначность понятия. Остановимся на некоторых его значениях.
Так, прежде всего лингвист отмечает, что язык – это «исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе» [2, с. 498]. Во-вторых, говорит о языке как о совокупности средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, и, конечно же, указывает на язык как речь и способность общения.
Если рассматривать понятие в первом значении, то мы столкнемся с огромной сокровищницей, хранящей в своих закромах безграничные запасы народной мудрости, всё народное мировоззрение, отражающее этапы формирования и развития общества. И имя этой сокровищницы – национальный язык…
Язык, который объединяет исторически сложившийся коллектив людей, связанных общей территорией, экономикой, культурой и особенностями быта, основное назначение которого состоит в том, чтобы обеспечить общение людей, говорящих на этом языке. Именно поэтому все средства языка помогают более точно, ясно и образно выражать самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Образование и развитие национального языка – сложный, длительный процесс. Его развитие непосредственно связано с развитием истории и культуры русского народа.
Таким образом, язык – это народная память, кладовая, хранящая в себе прошлое, дающее начало настоящему и открывающая дверь в будущее. Поэтому, наверное, в годы Великой Отечественной войны Анне Андреевне Ахматовой прежде всего хотелось его защитить. Более того, в своём стихотворении «Мужество» она настойчиво и призывно требует от нас, читателей, встать на защиту языка, носителя народного самосознания:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки [1, с. 149].
Так, лучшие достоинства национальной речевой культуры, основные достоинства русского национального языка воплощает русская художественная литература. Но вспомним словарную статью С.И. Ожегова и поговорим о «языке» как о речи, способности общения людей друг с другом…
Тут сразу же всплывает в сознании фрагмент из книги К.И. Чуковского, который писал: «Язык что одежда», - говорит некий английский лингвист. И действительно, на лыжах не ходят во фраке, никто не явится на официальный бал, облачившись в замусоленную куртку, которая вполне хороша для чёрной работы в саду…»
К чему же ведут все эти рассуждения Корнея Ивановича?
Всё просто – человек, владея сокровищницей, волен из неё в повседневном общении с людьми вынимать и драгоценные камни, и мусор…
От чего будет зависеть выбор человека? Почему кто-то имеет доступ к драгоценностям, а кто-то копается в хламе…
Всё опять же просто – доступ к сокровищам открыт, все находятся в равных условиях, было бы желание работать над собой, своим образованием, чтобы знакомиться с разными пластами лексики, заходить в разные закрома языковой кладовой, и суметь поменять «замусоленную куртку» на «фрак»…
Таким образом, изначально, язык – это богатейшая кладовая, это чудо-сундук, из которого мы, общаясь с людьми, достаём слова-одежду, создавая свой образ и впечатление о себе. А каким оно будет, зависит только от нас, нужно лишь помнить, что сокровищница кладовой неисчерпаема, а «слово не воробей, вылетит – не поймаешь…»
Не засоряйте свою речь «языковым мусором»! Наслаждайтесь красотой «великого, могучего, правдивого и свободного русского языка»!
Литература: