Модификация современного общества и дошкольник

Легчакова Оксана Алексеевна
Веретенникова Татьяна Сергеевна

Воспитатель, МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 33 "Радуга", г. Губкин, Белгородская область
Воспитатель, МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 33 "Радуга", г. Губкин, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Легчакова О.А., Веретенникова Т.С. Модификация современного общества и дошкольник // Совушка. 2019. N4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 514611


 

Влияние окружающего общества активно формирует нас как личность. Иногда мы не замечаем или не хотим замечать, как окружающее на нас влияет. А если и замечаем что-то плохое в этом влиянии, то сами себя, успокаивая, говорим: «Ну и ладно, я же на самом деле хороший человек». Хороший человек – плохой человек, хорошее влияние общества – плохое влияние общества, на чем основано то или иное понятие и как определить правоту своих суждений? Мы, взрослые люди, с проявлением собственного мировоззрения и со способностью понимать и принимать нравственные основы жизни не всегда правильно оцениваем свои или чужие поступки, либо же определенные ценности жизни. Мы – взрослые, а как же дети? Как ребенок дошкольного возраста может все это распознать? Воспитывая и обучая детей, мы формируем у них не только те или иные умения и способности, но и закладываем в них определенные ценности жизни. Одно из самых сложных и ответственных направлений работы воспитателя – духовно-нравственное воспитание детей. Еще более сложная задача – создание веры в душе ребенка, растущего в современном обществе, с его аспектами и агрессией. 

Взаимосвязь модифицированного российского общества с противоречивыми процессами в духовной сфере неотделима от преобразования сложившихся ценностных систем. И вот как раз в «ценностных системах» произошла ломка многовековой традиции российского общества. И все особенности изменений, происходящих в обществе связанны с переоценкой ценностей. Ставя под сомнение необходимость верований и традиций народов, человечество пытается опровергнуть сформировавшийся веками уклад жизни. 

Целью духовно-нравственного образования является содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечение его духовного, психического и телесного здоровья посредством приобщения к высшим ценностям православной культуры. Ведь воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно. У детей должны быть представления о добре и зле. Основы православной культуры должны закладываться с самого раннего возраста. Введение его в православную культуру естественным образом проходит через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм, через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями на евангельские сюжеты.

Первый опыт интеллектуального знакомства ребёнка с традициями православия возможен в возрасте после 4 лет. Психологически это обусловлено переживанием ребёнком кризиса трёх лет и появлением первых проявлений волевого поведения ребёнка. Научившийся ориентироваться и действовать в предметном окружении ребёнок начинает иначе воспринимать самого себя и своё ближайшее окружение. И тут формирование духовно-нравственного потенциала личности должно осуществляться во всех звеньях воспитательной работы с детьми, в образовательных ситуациях, в процессе обучения и трудовой подготовки, эстетического и физического воспитания.

Работникам дошкольных образовательных организаций хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка основную воспитательно-образовательную микросреду. Поэтому процесс обновления системы дошкольного образования обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольной организации с семьей. В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение культуры педагогической грамотности семьи. 

Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства, по словам директора ФИРО, руководителя разработки ФГОС дошкольного образования Александра Асмолова.

Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования [4].

Во вновь сложившихся обстоятельствах семье отводится особая роль, как транслятору социокультурного опыта. Ведь в семье не только усваиваются, но и копируются все взгляды на окружающую действительность. Именно родители для детей – это жизненный идеал. И отсутствие религиозного воспитания в семье непременно сказывается на характере человека в будущем. Необходимо воспитывать и обучать детей не только в образовательных организациях, но и в семье. 

Детей нужно научить – трём самым главным вещам необходимым в жизни:

  1. Православной вере, которая воспитывает из него – доброго, честного и порядочного человека, живущего по Законам Божиим, патриота своей страны.
  2. Мужеству и смелости, – что сделает из него самостоятельного, имеющего свое мнение, независимого волевого человека – личность.
  3. Трудолюбию и Ответственности.

Всё это закладывается в ребенка с детства. То, чему научат ребенка в детстве – остаётся с ним на всю жизнь! Давайте рассмотрим важность воспитания в детях любви к труду. Раньше, Россия была крестьянской страной, городского населения было мало. Крестьянские семьи были многодетными, и дети в этих семьях с раннего детства приучались к труду, а забот, как известно в сельской жизни очень много, даже в наше время. Это уход за скотиной и птицей, за огородом и дров надо заготовить, и сена накосить, и воды принести, в общем, дел много и хватает на всех.

Поэтому сельские дети вырастают трудолюбивыми. В наше время все переменилось, большая часть населения нашей страны живет в городах, в благоустроенных квартирах, в которых есть отопление, горячая и холодная вода и многое другое. Забот и хлопот в таких квартирах очень мало, родители с ними спокойно справляются, на долю же их детей почти ничего не остается. Детей наши родители вместе с бабушками тщательно оберегают от любого труда, вот и растут наши дети ни к чему не приспособленными и ленивыми, им даже трудно учиться в школе – ведь это тоже труд и немалый, а трудиться они не умеют и не приучены. Спрашивается, чего мы тогда хотим получить из наших детей, когда они вырастут? Если мы понимаем это и стараемся приучить своего ребенка с раннего детства к каким-то обязанностям и к труду, то, когда дети пойдут в школу им будет намного легче учиться, и они серьезнее будут относиться к учебе. 

Главная задача для родителей – детей надо чем-то увлечь и заинтересовать. Надо возбудить в детских душах большой интерес к чему-либо: к книгам, к труду, к учебе, к спорту, к техническому мастерству. Когда дети увлечены и заняты чем-то серьезным и интересным, то им некогда и не интересно и не хочется - заниматься Дурными делами и дружить с худыми кампаниями [2].

Мы – христиане, смирившиеся с собственной невозможностью, признавшие превосходство мирского разума. Приобретение даже не христианских добродетелей, но обыкновенной культуры, правил хорошего тона кажется нам во многом чем-то нежизненным, непозволительно дорогим.

Всегда бывшие ориентирами педагогики непосредственность, скромность, совестливость, послушание, услужливость, исполнительность ребёнка перестают оцениваться как необходимые и похвальные. Возможно, что современный родитель даже выразит сомнения в пользе их. В хит-парад симпатий войдут совершенно другие детские качества: раскованность, хорошо подвешенный язык, способность управляться с техническими устройствами, деловитость, в подражание взрослой солидности, для девочек – зрелая не по годам внешность, умение «сказануть», преподнести себя перед старшими, рассмешить за столом. Этим гордятся, и сообщения, и фотографии, в удостоверение смелости и креативности чада, выставляют в соцсетях.

Свободолюбивое, раскрепощённое поведение романтизируется. Одна знакомая мамочка много раз пересказывала фразу дочери-четырехлетки: «Ни фига себе, мама пришла!». С её точки зрения, это было смешно и здорово. Другие родители часто слушали Гребенщикова, и куплеты, и отдельные фразы, вовсе не детского содержания, в подражательном исполнении малышей приводили их в совершенный восторг. Через эмоциональные импульсы поощрения, осознанные и неосознаваемые, они передаются к ребёнку. Послушание и преемственность, таким образом, остаются, они никуда не девались. Только в наш век это будет усвоенная с детства вера в главенство для каждого своих интересов – странные, парадоксальные послушание-в-непослушании и преемственность-в-индивидуализме [1].

В процессе воспитания ребенка мы должны, прежде всего, обращать внимание на самих себя, помня, что не столько нашими словами, сколько нашими делами мы показываем пример и прививаем ему те или иные жизненные ориентиры. Драгоценное время детства необходимо использовать, чтобы ребёнок не только обогатился знаниями, но и нашёл свой собственный путь к духовным ценностям, приобщился к делам милосердия, любви и сострадания к ближним. 

В детском саду ребенок приобретает множество разнообразных знаний и умений. Но все-таки одной из главных задач остается задача воспитания Человека – Личность. И если, по словам Эразма Роттердамского: «Люди, поверьте мне, не рождаются такими, как они есть, а формируются», то воспитателю необходимо формировать нравственность в душах своих воспитанников. Педагог – это тот человек, который обязан передать новому поколению все ценное накопленное веками и не передать предрассудки и пороки общества.

Нынешняя война, ужасающая по своей тотальности, ведется более всего против младенцев. Наших малышей втихомолку умерщвляют всемирной эрогенной пандемией. Свет рая в их глазах начинает потухать, и они уже нуждаются в косметике, чтобы прикрыть свою боль и пустоту.

Младенчество – это рай мира и каждого из нас. Не дадим же ему умереть, покрывшись язвами мира сего. А когда наши младенцы начнут умирать сердцем, наступит время Богу сжечь огнем весь мир, чтобы осталась только младенческая чистота людей, любящих Христа.

Святые были такими разными, как мир, но одно общее было у всех них – это младенчество их существа, непорочность, даруемая слезами, и смиренная готовность благодарить и предлагать любовь до бесконечности, в Царствии Божием [3].

 

Литература: 

  1. Рогозянский А. Были Ваши, стали Наши: Мысли о сегодняшнем родительстве и воспитании. URL:  http://www.pravoslavie.ru/103947.html (дата обращения: 30.11.2019).
  2. Как обрести крепкую веру в Бога. URL: http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_6441/ (дата обращения: 30.11.2019).
  3. Священник Иоанн Валентин Истрати. URL: http://www.pravoslavie.ru/105221.html (дата обращения: 30.11.2019).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155). URL: https://base.garant.ru/77677348/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33 (дата обращения: 30.11.2019).