Приобщение младших школьников к традициям русского народа через игру

Быкова Татьяна Валериевна

Педагог, МАОУ "НОШ № 41", г. Череповец

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Быкова Т.В. Приобщение младших школьников к традициям русского народа через игру // Совушка. 2019. N4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 513290


 

Каждая национальная, этническая и культурная группа обладает настоящим сокровищем – народными (традиционными) детскими играми, сохраняющими и в настоящее время большую культурную и образовательную ценность. Народные игры можно рассматривать как часть духовного потенциала народа, формировавшегося на протяжении длительного периода.

В МАОУ «НОШ № 41» г Череповца разработана и успешно реализуется дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Игры народов России» для учащихся 7 – 8 лет.

Игра в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач в воспитании личности младшего школьника. У детей формируется устойчивое, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей.

Задача педагогов в том, чтобы ненавязчиво, увлеченно возвращать детей в русло истинно русской культуры, с её духовностью, соборностью, красотой и неизбывностью. 

Цель курса «Игры народов России»: формирование гармонически развитой, активной личности; содействие укреплению и сохранению здоровья младших школьников; создание эмоционально положительной основы для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.

Программа направлена на духовно-нравственное развитие учащихся, воспитание патриотизма, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Данный курс предусматривает также и эффективное общение, сплочение детского коллектива, формирование здорового образа жизни младших школьников.

В процессе реализации программы «Игры народов России» дети знакомятся с играми 16 народов, проживающих на территории Российской Федерации. Также большое место отводится знакомству с народными играми малой родины – Вологодской области. Для удобства все народные игры разделены по федеральным округам. Перед знакомством учащихся с играми каждого федерального округа педагог рассказывает детям об особенностях этих народов России.

 

Содержание программы

 

Наименование раздела

Количество часов

1.

Знакомство с правилами игр, техникой безопасности. История возникновения народных игр

1

2.

Русские народные игры

6

3.

Разучивание считалок

1

4.

Традиционные русские забавы

1

5.

Игры народов южного и северокавказского федерального округа (адыгейские, калмыцкие, дагестанские, кабардино-балкарские, североосетинские, чечено-ингушские)

2

6.

Игры народов приволжского федерального округа (башкирские, марийские, мордовские, татарские, удмуртские, чувашские)

5

7.

Игры народов Сибири и Дальнего Востока (бурятские, тувинские, якутские)

5

8.

Игры народов северо-западного федерального округа (вологодские, карельские, народов Коми)

4

9.

Игры наших родителей

7

10.

Итоговое занятие. Праздник «Наши любимые игры»

1

 

Познакомим Вас с играми из трех больших блоков программы:

1. Игры народов приволжского федерального округа (башкирские, марийские, мордовские, татарские, удмуртские, чувашские)

Башкирская игра «Медный пень» (Бакыр букэн)

Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями. Водящий-покупатель двигается по кругу, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, выбирает себе «пень». Выбрав, останавливается около выбранного пня и спрашивает у хозяина:

Я хочу у вас спросить,

Можно мне ль ваш пень купить?

Хозяин отвечает:

Коль джигит ты удалой,

Медный пень тот будет твой

После этих слов покупатель и хозяин выходят за круг. Встают за выбранный пень спиной друг к другу и на  слова «Раз, два, три – беги!» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым, встает за медным пнем, теперь он хозяин.

2. Игры народов Сибири и Дальнего Востока (бурятские, тувинские, якутские):

Якутская народная игра «Белый шаман»

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

Над водой стоит туман, звонко в бубен бьет шаман,

То быстрее застучит, то внезапно замолчит.

Пусть попробует другой настучать мотив такой.

Ты возьмись и повтори, начинаем «Раз, два, три»

3. Игры народов северо-западного федерального округа (вологодские, карельские, народов Коми)

Вологодская народная игра «Тетёра»

Ход игры: Двое детей образуют в центре комнаты /зала/ «воротики», остальные дети образуют «цепочку» и друг за другом проходят под «воротиками» с пением

«Тетёра шла, моховая шла по каменью, по раменью.

Сама прошла, всех детей перевела,

Самолучшего дитёночка оставила»

Как только заканчивается песенка, «воротики» захлопываются. Дети, оказавшиеся в «воротиках», при следующем проведении игры становятся новыми «воротиками».

Таким образом, реализуя данную программу внеурочной деятельности, мы знакомим с разнообразием игр народов России, содействуем развитию интереса к многонациональной культуре нашей Родины, воспитываем бережное отношение к традициям русского народа.

 

Литература:

  1. Аринин В. Вологодский клад. Череповец, 2004. 80 с.
  2. Баранов С.Ю. Скупинова Е.А. Сказания о Земле Вологодской. Вологда: Учебная литература, 2008. 192 с.
  3. Даль В.И. Пословицы русского народа. СПб: Диамант, 1996. 480 с.
  4. Заветное словечко: сказки Вологодского края в пересказе С.Ю. Баранова. Вологда: Учебная литература, 2008. 304 с.
  5. Ладушки. Энциклопедия детского фольклора / Пиксасова Т., Триндицкая Р. и др. М.: Белый город, 2007. 143 с.
  6. Лукачи А. Игры детей мира. М.: Молодая гвардия, 1977.
  7. Лупоядова Л.Ю., Лупоядов В.Н. В гостях у истории. Смоленск: Русич, 2000. 128 с.
  8. Праздники народов России: Энциклопедия / Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. М.: Росмэн, 2002. 103 с.
  9. Сказки, потешки, загадки / художник-составитель Александров В.П. М., 2000. 120 с.
  10. Рогов А.П. Русь деревянная. М.: Просвещение, 2012. 96 с.
  11. Я познаю мир: праздники и обычаи народов мира. Энциклопедия / Ж.Дайнин. М.: Астрель, 2002. 352 с.