Быкова Татьяна Валериевна
Педагог, МАОУ "НОШ № 41", г. Череповец
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Быкова Т.В. Приобщение младших школьников к традициям русского народа через игру // Совушка. 2019. N4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 513290
Каждая национальная, этническая и культурная группа обладает настоящим сокровищем – народными (традиционными) детскими играми, сохраняющими и в настоящее время большую культурную и образовательную ценность. Народные игры можно рассматривать как часть духовного потенциала народа, формировавшегося на протяжении длительного периода.
В МАОУ «НОШ № 41» г Череповца разработана и успешно реализуется дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Игры народов России» для учащихся 7 – 8 лет.
Игра в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач в воспитании личности младшего школьника. У детей формируется устойчивое, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей.
Задача педагогов в том, чтобы ненавязчиво, увлеченно возвращать детей в русло истинно русской культуры, с её духовностью, соборностью, красотой и неизбывностью.
Цель курса «Игры народов России»: формирование гармонически развитой, активной личности; содействие укреплению и сохранению здоровья младших школьников; создание эмоционально положительной основы для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.
Программа направлена на духовно-нравственное развитие учащихся, воспитание патриотизма, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Данный курс предусматривает также и эффективное общение, сплочение детского коллектива, формирование здорового образа жизни младших школьников.
В процессе реализации программы «Игры народов России» дети знакомятся с играми 16 народов, проживающих на территории Российской Федерации. Также большое место отводится знакомству с народными играми малой родины – Вологодской области. Для удобства все народные игры разделены по федеральным округам. Перед знакомством учащихся с играми каждого федерального округа педагог рассказывает детям об особенностях этих народов России.
Содержание программы
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
1. |
Знакомство с правилами игр, техникой безопасности. История возникновения народных игр |
1 |
2. |
Русские народные игры |
6 |
3. |
Разучивание считалок |
1 |
4. |
Традиционные русские забавы |
1 |
5. |
Игры народов южного и северокавказского федерального округа (адыгейские, калмыцкие, дагестанские, кабардино-балкарские, североосетинские, чечено-ингушские) |
2 |
6. |
Игры народов приволжского федерального округа (башкирские, марийские, мордовские, татарские, удмуртские, чувашские) |
5 |
7. |
Игры народов Сибири и Дальнего Востока (бурятские, тувинские, якутские) |
5 |
8. |
Игры народов северо-западного федерального округа (вологодские, карельские, народов Коми) |
4 |
9. |
Игры наших родителей |
7 |
10. |
Итоговое занятие. Праздник «Наши любимые игры» |
1 |
Познакомим Вас с играми из трех больших блоков программы:
1. Игры народов приволжского федерального округа (башкирские, марийские, мордовские, татарские, удмуртские, чувашские)
Башкирская игра «Медный пень» (Бакыр букэн)
Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями. Водящий-покупатель двигается по кругу, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, выбирает себе «пень». Выбрав, останавливается около выбранного пня и спрашивает у хозяина:
Я хочу у вас спросить,
Можно мне ль ваш пень купить?
Хозяин отвечает:
Коль джигит ты удалой,
Медный пень тот будет твой
После этих слов покупатель и хозяин выходят за круг. Встают за выбранный пень спиной друг к другу и на слова «Раз, два, три – беги!» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым, встает за медным пнем, теперь он хозяин.
2. Игры народов Сибири и Дальнего Востока (бурятские, тувинские, якутские):
Якутская народная игра «Белый шаман»
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
Над водой стоит туман, звонко в бубен бьет шаман,
То быстрее застучит, то внезапно замолчит.
Пусть попробует другой настучать мотив такой.
Ты возьмись и повтори, начинаем «Раз, два, три»
3. Игры народов северо-западного федерального округа (вологодские, карельские, народов Коми)
Вологодская народная игра «Тетёра»
Ход игры: Двое детей образуют в центре комнаты /зала/ «воротики», остальные дети образуют «цепочку» и друг за другом проходят под «воротиками» с пением
«Тетёра шла, моховая шла по каменью, по раменью.
Сама прошла, всех детей перевела,
Самолучшего дитёночка оставила»
Как только заканчивается песенка, «воротики» захлопываются. Дети, оказавшиеся в «воротиках», при следующем проведении игры становятся новыми «воротиками».
Таким образом, реализуя данную программу внеурочной деятельности, мы знакомим с разнообразием игр народов России, содействуем развитию интереса к многонациональной культуре нашей Родины, воспитываем бережное отношение к традициям русского народа.
Литература: