Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Насибуллина Светлана Леонидовна
Курышова Ирина Александровна

Воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 80 комбинированного вида", г. Саранск, Республика Мордовия
Воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 80 комбинированного вида", г. Саранск, Республика Мордовия

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Насибуллина С.Л., Курышова И.А. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Совушка. 2019. N4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 512861


 

На протяжении веков духовно-нравственному воспитанию в России уделялось огромное внимание. Оно обеспечивало формирование целостной личности человека и было направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Ведь если человек сформировался как духовная и нравственная личность, то всё остальное он более-менее может освоить. 

И в наши дни только при осуществлении духовно-нравственного воспитания становится возможным целостное развитие личности ребенка-дошкольника. Кризис духовности и нравственности в современном обществе наблюдается повсеместно, поэтому задачи духовно-нравственного воспитания детей необходимо признать приоритетными. От их решения зависит будущее нашей страны, которое связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием гражданина Отечества, развития его духовности, нравственности.

Погруженный в технократию мир предлагает ребенку информацию вместо знания, заданную программу вместо развития собственной фантазии, телевизор и игровой компьютер вместо необходимого человеческого общения. Агрессивная информационная среда подавляет развитие личностных качеств, определяющих человеческую сущность, - способности к состраданию и милосердию, к самостоятельному мышлению и принятию решений, творчеству и созиданию. Жизнь ребенка превращается в подчиненное блуждание по различным компьютерным программам, зачастую агрессивным и даже садистским. Такое состояние общества, где агрессия, конфликты, жестокость, войны, преступления становятся обыденным явлением, уменьшает шансы детей для нормального развития.

В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «нравственность» рассматривается как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Что же мы, воспитатели, можем сделать для того, чтобы наши воспитанники обладали такими качествами, руководствовались этими нормами, уважали старших, любили своих детей, почитали Родину? Ответ очевиден. На протяжении своей педагогической деятельности мы должны способствовать усвоению воспитанниками духовно-нравственных ценностей, составляющих фундамент гармонического развития личности. 

Ежедневно в течение дня между детьми возникают конфликты. Этого не избежать, в силу разнообразных причин: особенностей личностей, характеров, уровня воспитания. Но научить детей выходить из состояния конфликта, просить прощение и прощать является важной задачей. Необходимо научить детей быть более милосердными, поступать с людьми так, как хотелось бы, чтобы поступали с ними самими. Этому как раз способствует духовно- нравственное воспитание. 

Осуществляя духовно-нравственное воспитание, мы преследуем цель подготовки ребенка к совершению добрых поступков, его духовного роста. Одним из необходимых условий воспитания духовности личности является также развитие и сохранение лучших черт национального характера в тесном взаимодействии с другими народами, добролюбие, милосердие, ответственность, любовь к ближнему и Отечеству. Здесь необходимо отметить важность взаимосвязи знаний культуры своего народа, бережного сохранения традиций. 

Но все усилия будут напрасны, если воспитатель не будет обладать определенными качествами. Л.Н. Толстой считал, что успех обучения и воспитания зависит от личности педагога, от развитости таких качеств, как любовь к детям и своему делу. «Если педагог имеет любовь к делу, он будет хороший педагог. Если педагог имеет только любовь к ребенку, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ребенку. Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к детям, он – совершенный педагог». Сердечность, чуткость, отзывчивость, доброта, вежливость, честность, справедливость, – обязательные профессиональные качества педагога. 

Для достижения положительных результатов воспитатель должен обладать педагогической культурой. «Самой главной чертой педагогической культуры, – считал В.А. Сухомлинский, – должно быть чувствование духовного мира каждого ребенка, способность уделить каждому столько внимания и духовных сил, сколько необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал, что о нем не забывают, его горе, его обиды и страдания разделяют…». Только при этом условии можно формировать у ребёнка основополагающие качества духовной личности – Веру, Добро, Совесть, Надежду, Любовь, являющиеся моральным стержнем личности. Таким образом, мы видим огромную роль личности воспитателя, где педагог является носителем культуры и духовно- нравственных ценностей.

В заключении добавим, что необходимо отчетливо понимать, что решение задач духовно-нравственного воспитания требует преобразования педагогической реальности на всех ее уровнях: не только в процессе занятий, но и в системе всей воспитательной работы, в тех отношениях, которые в ней существуют, в семейной обстановке, то есть,  необходимо создание в детском саду и вокруг него культуросообразной (организация образовательной среды, способствующей достижению высокого уровня профессионализма, меры и способ творческой самореализации специалиста в разных видах деятельности и общения) среды. 

В МАДОУ «Детский сад № 80 комбинированного вида» г. Саранска существует практика проведения различных мероприятий, направленных на знакомство с традициями, праздниками, культурой русского, мордовского, татарского народов. Это проведение осеннего утренника «Покровская ярмарка», праздников урожая, Рождества, Пасхи, развлечения «Широкая масленица».  В многонациональной среде особый интерес у детей вызвала информация об Иисусе Христе, Его рождении, воскрешении, заповедях. Дети из семей с мусульманским вероисповеданием по предварительному согласованию с их родителями с удовольствием знакомились с христианской культурой, традициями русского народа, участвовали в народных играх, приносили угощения, учили песни и стихи. В ходе анкетирования родителей в старшей группе по вопросам духовного воспитания детей было выявлено, что 78 процентов из числа принимавших участие желают, чтобы проводились христианские праздники совместно с родителями. 19 процентов хотели бы, чтобы в группе организовали дополнительные занятия по духовному воспитанию. 

Готовясь к таким праздникам, как «Нам года не беда», «23 февраля», «8 марта», «День матери», «День победы», дети учатся оказывать уважение старшему поколению, почитать родителей, бабушек и дедушек, ветеранов Великой Отечественной войны, у них формируется чувство гордости за свою страну, её историю.

 

Литература:

  1. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета Канонические. Минск: ПИКОРП, 1996. 1220 с.
  2. Гладких Л.П., Архимандрит Зиновий, Меньшиков В.М. Основы православной культуры: науч.-метод. пособие для педагогов детских садов. Курск Курск. гос.ун-т., 2008. 324 с.
  3. Логинова Н.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников. URL: http://www.eduportal44.ru/Kostroma_EDU/kos_mdou_27/SiteAssets/SitePages/Растим%20патриотов/Духовно-нравственное%20воспитание%20дошкольников.pdf 
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. М: Азбуковник, 1999.
  5. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М.: Учпедгиз, 1961. 223 с.