Шайгарданова Регина Вячеславовна
Воспитатель, МБДОУ Детский сад №1, г. Нефтеюганск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Шайгарданова Р.В. Знакомство со сказкой «Как ежик шубу менял»: сценарий занятия по развитию речи в подготовительной группе // Совушка. 2019. N4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 513262
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные: вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослым, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Оборудование: картинки со словами ЁЖИК, ЛИСА, И, ЗАЯЦ, ВОЛК, ДРУЗЬЯ, ИГРАЕТ, ИГРАЮТ, точка. Предметные картинки для звукового анализа слова, фишки красного и синего цвета. Схема слова «лес» для осуществления самоконтроля на слайде. Схема для пересказа сказки «Как ежик шубу менял» на слайде, атрибуты, костюмы для инсценировки сказки.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, встают в полукруг у доски.
1. Организационный момент (1 мин):
Доброе утро!
Улыбнись скорее,
И весь день сегодня будет веселее!
Воспитатель: Вы у нас уже выросли большими и очень стараетесь многое узнать и многому научиться, чтобы пойти в школу. И в первую очередь мы с вами учимся правильно, красиво, выразительно говорить. Многое вы уже умеете. Покажем гостям, как вы умеете читать и составлять предложения?
Дети выражают согласие.
2. Формирование представлений детей о словесном составе предложений (5 минут)
Воспитатель выкладывает на наборном полотне предложение ЁЖИК И ЗАЯЦ ДРУЗЬЯ и говорит детям: «Выложу здесь слова ежик, и, заяц, друзья. Предлагаю вам прочитать предложение, которое у меня получилось воспитатель ведет указкой слева направо, дети читают: ЁЖИК И ЗАЯЦ ДРУЗЬЯ.
Воспитатель задает вопросы:
- Сколько слов в этом предложении?
- Сколько слогов в словах заяц, ёжик, друзья?
Воспитатель выкладывает предложение: а теперь выложу другое предложение: ЁЖИК И ЗАЯЦ ИГРАЮТ. Предлагает детям прочитать его. Дети читают. Воспитатель предлагает одному ребенку выложить предложение ЛИСА ИГРАЕТ.
Воспитатель: Какое новое слово вы здесь видите? (играет). Подумайте и скажите, когда говорят «играют», а когда говорят «играет» («играет» говорят про одного человека или зверя, а когда хотят рассказать про многих ребят, зверей, то говорят «играют»).
Воспитатель: Кто хочет составить предложение с этими словами. Два ребенка приглашаются к доске и составляют предложения. А другие дети придумывают предложения устно. Затем все дети читают предложения на доске.
Воспитатель: Молодцы, вы уже научились составлять предложения. (пока не у всех получается, но у нас до школы еще есть время чтобы научиться.
3. Развитие артикуляционного аппарата, интонационной выразительности речи (3 мин)
Воспитатель: Сделать нашу речь красивой, выразительной помогают скороговорки. Поиграем? Я предлагаю разучить скороговорку «Ежевичное желе ёж сварил своей жене».
Дети повторяют скороговорку сначала медленно и тихо, а потом быстро и громко.
Воспитатель: Можете помогать себе руками: сжимать и разжимать пальцы, (руки вытянуты перед грудью).
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в такую игру: Я буду бросать мяч и задавать вопросы. Надо ответить тем словом, которое я выделила, например: «Ежевичное желе ёж сварил своей жене». Какое слово я выделила? (Ёж)
Дети садятся за столы.
4. Совершенствование умения производить звуковой анализ слов. Совершенствование умения осуществлять самоконтроль и исправлять ошибки (3 мин).
Воспитатель предлагает выполнить звуковой анализ слова «лес» (Тем детям, которые справятся с заданием могут быть предложены схемы слов «волк», «лиса»).
Воспитатель проводит индивидуальную работу, помогает детям, разъясняет, поддерживает их, ободряет.
Воспитатель после окончания работы на слайде представляет схему слова и предлагает детям провести самоконтроль, исправить ошибки. Затем один ребенок вслух производит анализ слова:
- В слове «волк» первый звук В, он согласный, обозначаем синей фишкой;
- второй звук О, он гласный, обозначаем красной фишкой;
- третий звук Л, он согласный, обозначаем красной фишкой;
- четвертый звук К, он согласный, обозначаем синей фишкой;
- в слове «волк» четыре звука.
Воспитатель хвалит детей … за безошибочную работу.
5. Знакомство со сказкой «Как ежик шубу менял» (3 мин)
Воспитатель: Сегодня я приготовила для вас сказку А. Суконцева «Как ёжик шубу менял». Хотите послушать?
Воспитатель пересказывает сказку.
6. Пересказ сказки (3 мин).
Воспитатель: Понравилась сказка? Предлагаю пересказать ее и разыграть. Согласны? давайте вспомним, с чего начинается сказка?
Воспитатель обращает внимание на доску, где представлена схема: «Вот лес. земля и деревья уже покрыты снегом. Встретились еж и заяц. О чем они говорили?
Воспитатель выслушивает высказывания детей и напоминает, как об этом сказано в сказке:
- Заяц, ты где шубу сменял?
- Там, у старого дрозда.
- А мне нельзя сменять свою шубу?
- Я не знаю, попробуй сходи, спроси.
Воспитатель: (добавляет на слайде дрозда.) Вспомните, о чем разговаривали ёжик и дрозд?
Воспитатель выслушивает высказывания детей и напоминает, как об этом сказано в сказке:
- Я тоже хочу в белой шубке щеголять. (значит красоваться)
- Это у меня только для зайцев. Но так и быть, сменяю. Снимай свои иголки.
Воспитатель: Что было потом? (добавляет на слайде лису): послушайте, как рассказано в сказке о встрече ежика и лисы. (зачитывает отрывок из сказки):
И вдруг лиса. Хотел ежик иголки выпустить, а их нет. Попытался убежать от лисы. Но бегать быстро, как заяц ежик не умеет. А лиса его вот-вот догонит. На ежикино счастье поблизости была его нора. Юркнул он туда, сидит, от страха дрожит.
Воспитатель: а чем заканчивается сказка?
Воспитатель выслушивает высказывания детей и напоминает, как об этом сказано в сказке:
Прибежал еж к дрозду:
- Отдай мои иголки, возьми эту пушистую шубу назад.
С тех пор ходит ежик в своей шубе и не меняет ее. Она не такая красивая, как у зайца, но зато надежная. В ней ежик не боится ни лисы, ни волка. Попробуй только дотронься кто-нибудь - сам не обрадуешься.
7. Инсценировка сказки (10 минут)
Воспитатель: Предлагает детям договориться, кто будет показывать сказку, кто будет ежиком, зайцем, лисой, дроздом.
Дети разыгрывают сказку. Воспитатель помогает детям в случае необходимости.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы замечательно играли. Вам аплодируют зрители.
8. Рефлексия (2 мин).
Воспитатель: А сейчас ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на нашем занятии? Как вы оцениваете свою работу на занятии? (Ответы детей)
- Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
- Какое задание было для вас трудным? (Ответы детей)
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за вашу работу. Ваша речь становится с каждым днем все красивее и правильнее. Молодцы!