Негодаева Елена Валерьевна
Воспитатель, МДОАУ № 181, г. Оренбург
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Негодаева Е.В. Чудеса воды: занятие-экспериментирование в средней группе // Совушка. 2019. N4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 510355
Цель: развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Обучающие задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Оборудование: лёд, 4 стакана, вода, подсолнечное масло, стеклянная палочка, фужер, краситель (гуашь), шприц, пипетка, шипучка – «Упсарин Упса», 4 ч. ложки, сода пищевая, жидкость для мытья посуды, лимонная кислота (30 гр.), 1,5 л. бутылка газировки, виноград, тарелка, пластилин, свечка, спички.
Ход занятия:
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Сегодня к нам пришло очень много гостей. Давайте поздороваемся с ними и подарим им своё хорошее настроение.
Воспитатель:
Поудобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, а, что утром было,
Я же вам сказать забыла –
Только в садик я зашла,
К нам капелька в гости пришла.
(показ видео –приветствие Капельки) Посмотрите, какая она весёлая.
Давайте послушаем ее историю:
Капелька здоровается с детьми и зачитывает стих о воде: «Вы слыхали о воде? Говорят, она везде…
Воспитатель: Ребята, а кому нужна вода?
Дети: Людям, животным, растениям, насекомым, птицам.
Воспитатель: А если не будет воды?
Дети: То всё пожелтеет, высохнет и погибнет.
Воспитатель: Вода бывает в каком состоянии?
Дети: В жидком, твёрдом и газообразном.
Воспитатель: В газообразном это что?
Дети: Пар, туман.
Воспитатель: В твёрдом?
Дети: Лёд, снег, иней, град
Воспитатель: И в жидком?
Дети: Вода.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
Пришло время нам с вами немного отдохнуть.
Физкультминутка.
Воспитатель: А сейчас - «ТУЧКА»
Дети под видео танцуют танец «Тучка»
Воспитатель: Какие вы молодцы, как хорошо можете двигаться.
А вы любите опыты?
А где проводят опыты?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: Хотите там оказаться?
Дети: Да.
Руки вверх
Руки вниз
И на месте покружись
Раз - хлопок,
Два – хлопок,
Снова сделай поворот
Прыг, скок – улыбнись
И в лаборанта превратись.
Воспитатель предлагает пройти и надеть халаты и колпаки.
Дети проходят в лабораторию и повторяют правила работы в лаборатории.
Воспитатель: Вы знаете, ребята, вода, как волшебница из сказок. Она может делать разные превращения. Интересно, что будет происходить, если в воду мы будем добавлять разные вещества?
Опыт № 1 «Плавающая льдинка». (3/4 стакана воды, лёд, подсолнечное масло)
Берём кусочек льда и опускаем в воду. Как лёд не топи, он всё равно будет всплывать на поверхность. Но можно сделать так, что лёд не будет всплывать. Надо налить подсолнечное масло. Масло поднимется и лёд больше не вынырнет. Он будет между водой и маслом.
Опыт № 2 «Прозрачность воды».
(вода 0,5 стакана, масло подсолнечное 0,5 стакана, стеклянная палочка)
Через масло палочку не видно, а через воду видно.
Опыт № 3 «Лавовая лампа» (фужер, 3/4 бокала масла подсолнечного, вода, краситель (с шприца 3 мл.), пипетка.
Отдельно: (1ч.л. сода пищевая, 3/4 лимонная кислота) => перемешать и насыпать в фужер с маслом, водой и красителем. Можно заменить шипучей таблеткой «УПСАРИН УПСА».
Наливаем масло (3/4 фужера), немного воды - лить потихоньку. Несколько капель красителя. Кидаем шипучую таблетку. И наслаждаемся!
Опыт № 4 «Извержение вулкана» (4 стакана с 0,5 воды, 4 чайные ложки)
- 1 стакан (0,5 воды + 2 ч.л. соды пищевой)
- 2 стакан (0,5 воды + жидкость для мытья посуды)
- 3 стакан (0,5 воды + пищевой красный краситель)
- 4 стакан (0,5 воды + лимонная кислота (30 гр.)
По очерёдности дети заливают все 3 стакана. !!! 4-й стакан с лимонной кислотой воспитатель заливает сам, отведя детей на небольшое расстояние, т.к «лава» моментально начнёт изливаться.
Опыт № 5 «Танцующие ягодки» (1,5 литровая бутылка газированной воды, виноград; стакан с обычной водой)
Открыть бутылку и бросать виноградные ягодки. Пузырьки газа будут поднимать виноград вверх.
Сравнить результат с обычной водой.
Опыт № 6 «Прятки» (тарелка, пластилин, свечка, спички, стакан, вода, краситель).
Ставим свечку на глубокую тарелочку и поджигаем, затем подливаем подкрашенную воду, закрываем свечку стаканом и ч/з некоторое время вода втягивается внутрь стакана.
Воспитатель: Ну что, ребята, интересны были опыты с водой.
Вот видите, как вода может вести себя с разными веществами.
Но человек может пить только пресную воду.
А её на планете так мало.
Ой, капелька нам что-то хочет сказать.
(показ видео: Капелька даёт наказ детям и прощается с ними.)
Воспитатель дарит кристально чистую воду от Капельки.