Приемы занимательности на уроках математики

Попова Алла Юрьевна

Учитель начальных классов, МКОУ Старочигольская СОШ, с. Старая Чигла

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Попова А.Ю. Приемы занимательности на уроках математики // Совушка. 2019. N4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 18.04.2024).

Заказ № 509640


 

Что такое занимательность? Однозначного ответа на данный вопрос нет. Обработав достаточное количество литературы по педагогике, философии, психологии, частным методикам, можно заключить, что практически все авторы, говоря о занимательности, определяют ее через способность восприятия обучаемыми материала. Упоминаются такие качества занимательности, как привлекательность, притягательность, необычность, оригинальность, вызывание возбуждения и др. В ряде работ указывается, что занимательность может проявляться через определенные формы обучения или специфические средства. 

Под занимательностью мы понимаем те виды деятельности на уроке, которые содержат в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают у школьников интерес к учебному предмету и способствуют созданию положительной, эмоциональной обстановки.

Задания в игровой форме способствуют формированию у школьников интереса к математике, развивают аналитическое мышление. На уроках можно использовать дна вида таких игр: игровая ситуация, когда учеников увлекает форма задания, и математическая игра, когда учащихся увлекает содержание задания. Можно сочетать два вида.

В процессе игры у школьников вырабатывается привычка сосредоточиваться, самостоятельно мыслить, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, они не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, развивают фантазию. Даже самые пассивные ученики включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести одноклассников.

В труде, учебе, игре и любой творческой деятельности человеку нужны сообразительность, находчивость, догадка, умение рассуждать, все то, что народ метко определяет словом «смекалка». Смекалку можно развивать систематическими и постепенными упражнениями, в частности решением математических задач.

Приведу примеры дидактических игр и задач на смекалку.

Дидактические игры:

1. Лучший счетчик.

Содержание игры. На доске написано 6-10 примеров для устного счета. Два ученика становятся спиной к доске. Учитель показывает на пример. Учащиеся, сидящие за партами, устно решают его. Один из учеников называет ответ. С разрешения учителя оба школьника, стоящие у доски, одновременно поворачиваются лицом к написанным примерам и находят тот пример, ответ на который был назван. Выигрывает ученик, который первый указал правильный пример.

2. Математическая эстафета.

Содержание игры. Класс разбивается на команды. Для каждой команды учитель пишет примеры. Одновременно от каждой команды к доске вызывается по одному ученику. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро решить соответствующий пример и передать эстафету своему товарищу. Игра продолжается до тех пор, пока ученики каждой команды решат все примеры. Побеждает та команда, которая раньше других правильно решит примеры.

Задачи на смекалку.

  1. Сыну 10 лет, а отцу 36 лет. Через сколько лет сын будет младше отца вдвое?
  2. Стоит в поле дуб, на дубе 8 веток. На каждой ветке по 2 крупные сладкие сливы. Сколько слип ты сможешь собрать? (На дубе сливы не растут).
  3. По небу летели воробей, ворона, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько птиц летело? (3 птицы).
  4. В одной квартире живут 2 мамы, 2 дочки и бабушка с внучкой. Сколько человек живет в квартире? (3 человека).
  5. Емеля пилил дрова. Сколько распилов должен сделать Емеля, чтобы получить 8 поленьев? (7 распилов).
  6. Сколько концов у трех с половиной палок? (8).
  7. В корзине лежит несколько яблок. Их меньше 10. Сколько яблок лежит и корзине, если все их можно раздать поровну двум или трем детям? (6 яблок).
  8. Таня и Алиса пошли в магазин и нашли 2 рубля. Сколько бы денег они нашли, если бы с ними пошла еще и Марина? (2 рубля, т.к. размер находки никак не зависит от количества ее нашедших).
  9. Какое слово зашифровано: ООО? (ТРИО, т.е. ТРИ О).
  10. Может ли страус называть себя птицей? (Нет, не может. Страусы не умеют разговаривать).

Важная особенность занимательной математики состоит в том, что она побуждает к работе мысли. Насыщенная задачами, головоломками, вопросами и проблемами, она вовлекает ученика в активное сотрудничество с учителем на уроке, будит любознательность и поощряет его к первым самостоятельным открытиям.