Покровская церковь в Рождество: конспект тематической экскурсии подготовительной группы в Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Еремина Нина Евгеньевна

Воспитатель, МБДОУ ЦРР детский сад № 4 "Золотой ключик", г. Константиновск, Ростовская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Еремина Н.Е. Покровская церковь в Рождество: конспект тематической экскурсии подготовительной группы в Храм Покрова Пресвятой Богородицы // Совушка. 2019. N4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 24.04.2024).

Заказ № 510264


 

Тема: Покровская церковь в Рождество

Цель: Формирование духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста путем ознакомления с традициями православных храмов.

Задачи: 

  1. Обогатить знания детей о храме Покрова Пресвятой Богородицы: значение его символических частей, иконостаса и символических храмовых предметах.
  2. Дать представление об особенности убранства храма в Рождество.
  3. Расширить словарный запас.
  4. Воспитывать интерес и уважение к традициям родного города и Донского края в целом.

Предварительная работа: 

Беседы:

  • «История возникновения первого Храма»
  • «Икона Покрова Пресвятой Богородицы»
  • «Правила поведения при крещении православного храма».

Просмотр фильма: «Рождение Иисуса Христа»

Изобразительная деятельность: «Рождественская звезда»

Словарная работа: алтарь, ангел, Вифлеем, волхвы, храм, вертеп, православие, христославные песни.

 

Ход экскурсии

Воспитатель: Сегодня мы с вами посетим храм Покрова Пресвятой Богородицы, его построили 100 лет назад, архитектором был достойный казак Студеникин Петр Семенович, который жил в городе Новочеркасске.

Главное назначение храма в том, что он предназначался для встречи с Богом и молитвы ему, это общий дом Бога и верующих в него.

Посмотрите на здание храма – это образ красоты богозданного мира, Творения Божия. А величественный купол – символ духовного неба, в котором царствует Бог. Купола похожи на пылающую свечу, а это символ пламенного стремления людей к Небесному Отцу, образ их горячей веры, любви и молитвы. Купол всегда увенчивается крестом – главным символом христианства, его победы над злом.

А как вы думаете, откуда над Константиновском разливается красивый колокольный звон?

(Ответы детей)

Воспитатель: Рядом с храмом стоит башня, на которой расположены колокола и называется она Колокольня, туда могут входить только служители церкви.

Каждый день в храме проходят богослужения, где звучат песнопения и возносятся молитвы к Богу.

Над центральным входом храма находится икона Покрова Пресвятой Богородицы, в честь которой наш храм носит свое название. Она словно зовет нас внутрь, дружелюбно приглашает вступить под покров святых свод.

(Проходим в первое помещение).

Первая за дверьми совсем небольшая часть храма, называется притвор. Она предваряет храм и означает человеческий мир, который еще не принял Христа, но уже призван к духовным благам.

Здесь вы видите слева дверь на колокольню, а прямо вход в среднюю част храма, рядом с которым мы тоже видим икону Покрова Пресвятой Богородицы. (детей приглашают войти в среднюю часть храма и дают время осмотреться.)

Воспитатель: Ребята, нам открывается храм во всей внутренней красоте и убранстве. Стены покрыты фресками на темы евангельских событий, а внизу стен и на колоннах располагаются иконы.

Что вы еще видите? (Ответы детей)

Воспитатель: Перед нами на позолоченных подсвечниках горят свечки, и каждая выражает чью – то надежду, искреннюю веру или горячую благодарность. Эта часть храма знаменует благодатное царство Христа на земле.

Дети, наш взгляд уже сам стремиться вперед к красивой ограде из нескольких рядов икон, которые называются- иконостас.

За ними располагается третья часть храма- алтарь. Алтарь означает высший духовный мир и назначен для священнодействий, поэтому туда проходят только лица посвященные, которые подобно небесным силам, окружают престол Божий. и ведут туда три двери, средняя называется Царские врата, потому что через нее вносят чашу со святыми дарами.

Ребята, посмотрите вверх – видите, что свод церкви тоже расписан, из середины спускается люстра – она называется Паникадило, и тоже участвует в службе, зажигается и гаснет в зависимости от того радостные или печальные события вспоминают на службе.

Теперь давайте перейдем в правый предел храма. Здесь вы видите тоже иконы, обратите внимание, перед всеми иконами в храме висят лампады. А когда идет служба, священник совершает каждение – для этого в кадило на горящие угольки ложится ладан.

А сейчас мы перейдем в левый предел храма, скажите почему здесь стоят две елочки и что еще вы видите? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, ребята вы видите, что здесь установлен вертеп, это традиция соблюдается во всех храмах, а еще иконы украшены в праздничный белый цвет, потому что в Рождество Христово – самый желанный праздник среди православных людей.

Дети, нас встречает Благочинный Семикаракорского округа Ростовской Епархии Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Константиновска протоиерей Александр Овчинников. (Беседа о иконе)

Итог экскурсии: 

Ребята, сегодня мы закрепили свои знания о храме Покрова Пресвятой Богородицы, его традициях, символистическом назначении его частей и храмовых предметов.

Узнали о том, что Рождество – великое чудо, перевернувшее всю жизнь людей на земле и давшее им надежду на спасение души, познакомились с иконой «Рождество Христово».

Оказывается, в храме можно найти ответ на любой вопрос, и любая твоя проблема здесь будет разрешена, потому что Церковь – это родник мудрости. В храме человек становиться духовно красивым. Только в храме совершаются удивительное таинство, в котором Господь предлагает людям теснейшее соединение с собой.

 

Литература:

  1. Гурьянова Н. Праздник Рождество Христово. М, 2000.
  2. Дорофеев В., Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры «протоиерей. М.: ПРО- ПРЕСС», 2006.
  3. Духанин В. Знакомство с православием или начало познания духовного мира. М.: Совет Русской Православной Церкви, 2007.
  4. Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: книга для чтения с детьми в школе и дома. М.: Отчий дом», 2006.
  5. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: методическое пособие. М: АРКТИ, 2005.
  6. Орлова Н. Азбука для православных детей. Сретенский Монастырь, 2006.
  7. Соколов А. Библия для детей. Красноярск, 1991.
  8. Степанов М.С. Рождественские вечера. Брянск, 1999.