Формирование нравственных представлений у детей раннего дошкольного возраста на материале волшебной сказки

Коршикова Любовь Викторовна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №2", Алексеевский городской округ

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Коршикова Л.В. Формирование нравственных представлений у детей раннего дошкольного возраста на материале волшебной сказки // Совушка. 2019. N4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 509720


 

Нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды. 

Наблюдая за поведением детей, за особенностями их взаимоотношений в детском саду, было обращено внимание на то, что дети ведут себя не корректно в отношении других детей, часто дерутся, не делятся игрушками, кричат друг на друга и обзываются. Так же не соблюдают правила поведения в группе, на занятиях, не проявляют уважения к окружающим.    

Заинтересовавшись данной проблемой, в ходе мониторинга выяснилось, что большинство детей имеют низкий уровень нравственных качеств. Детей с высоким уровнем развития нравственных качеств не выявлено. Результаты диагностики подтвердили наличие проблемы и определили направление работы, поскольку проблему духовно-нравственного развития необходимо решать уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте происходит накопление социального опыта ребенка, первичная ориентация всей будущей жизни. Это воспитание его отношений с миром, с другими людьми, с самим собой, посредством одухотворения и гармонизации этих отношений.

В качестве средства воспитательного воздействия была выбрана сказка, как один из жанров устного народного творчества.

Значимость нравственного воспитания обоснована и введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором одной из ведущих задач является объединение обучения и воспитания в целостную образовательную деятельность на основе духовно-нравственного развития и воспитания, учитывающего принятие дошкольниками моральных норм, нравственных установок и национальных ценностей.

Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути. 

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Народные сказки содержат своеобразную программу нравственного воспитания. 

Роль сказки в современном мире заметно изменилась. Во многом этому способствуют современные книги и мультфильмы с упрощенным стилем, искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в развлекательное. Так же современные родители, в силу своей занятности не уделяют должного внимания чтению русских народных сказок, все чаще предлагают детям мультфильмы, гаджеты. 

Актуальность проблемы определила выбор темы опыта: «Формирование нравственных представлений у детей раннего дошкольного возраста на материале волшебной сказки». 

Идея опыта заключается в разработке комплекса занятий, направленных на формирование у детей раннего дошкольного возраста нравственных представлений на материале волшебной сказки.

В комплекс занятий включено чтение, рассказывание сказок, театрализованные представления разных видов, и беседы по сказкам. А также обогащена методическая копилка для родителей и педагогов-практиков. Сделана подборка игрушек по сюжетам волшебных сказок. 

Далее происходило знакомство детей с русскими народными сказками. 

В ходе работы использовались различные формы работы с детьми и родителями. Формы работы с детьми: совместная деятельность педагога и детей. Осуществление деятельности происходила посредством групповых и индивидуальных форм работы с детьми и родителями.

Было замечено, что маленьким детям легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому старались больше рассказывать и обыгрывать сказки. Обычно сказка детям рассказывалась много раз с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

При рассказывании сказки дети активно принимали участие, называли героев сказки, подражали, сопереживали им, заинтересованно отвечали на вопросы, были увлечены происходящим. 

Если происходило чтение сказки, то необходимо было максимально выразительно читать, меняя интонацию голоса. Дети слушали с интересом, внимательно, переживали за героев сказки. Во время чтения книг педагог учил детей аккуратности и бережному обращению с книгой. 

Беседа по содержанию позволяет детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки. 

Работа строилась таким образом, чтобы дети восприняли сказку, как задачу для себя: например, искали решение вместе с главным героем и анализировали взаимоотношения персонажей. 

Во время рассказывания многих сказок применялся настольный театр. 

Для работы с детьми использовались этюды, которые служили основой для создания множества вариантов на заданную тему. После проигрывания этюда мы обсуждали его с детьми, задавая вопросы.

На закрепление знаний совместно рассматривали картинки, когда дети, глядя на иллюстрации, пересказывали сюжет сказок, задавала наводящие вопросы, на которые они отвечали, играли в дидактические игры.

При повторении сказок происходило обучение детей элементам драматизации. К концу младшего дошкольного возраста дети разыгрывали несложные представления по сказкам. Это доставляло малышам огромную радость, несмотря на то, что охотно взяв на себя ту или иную роль, ребенок не редко забывал ее, не всегда согласовал свои действия с действиями партнера. 

Сказка использовалась во многих видах непосредственной образовательной деятельности детей. Реализуя направления «Социально-личностное развитие и «Познавательно-речевое развитие» происходило знакомство детей с Конвенцией о правах ребенка. Так, герои сказки «Волк и семеро козлят» проиллюстрировали право на жизнь, свободу и благополучие.

Таким образом, использование материалов волшебной сказки несет в себе не только воспитательную, но и обучающую функцию.

Знакомство со сказкой заканчивалось продуктивной деятельностью: лепка персонажей сказки, построение нового дома для зверей, раскрашивание иллюстраций к сказкам и т.д.

Эффективность работы формирование нравственных представлений у детей раннего дошкольного возраста на материале волшебной сказки, измерялась мониторингом на заключительном этапе реализации опыта. 

В ходе целенаправленного и системного использования материалов волшебной сказки у детей раннего дошкольного возраста заметно возросли положительные эмоции, желание быть в чем-то похожими на полюбившего героя, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети научились различать «что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках людей. В результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.

Было принято решение продолжать работать над темой, принято решение разработать и реализовать проект, который позволит продолжить работу над формированием нравственные качества детей на материале волшебных сказок для следующих возрастных групп. 

 

Литература:

  1. Аникин В.П. Русские народные сказки. М.: Детская литература, 2002. 208 с.
  2. Богданова О.С. О нравственном воспитании детей /О.С. Богданова, Л.И. Катаева. М.: Просвещение, 2013. 213 с.