Карманова Марина Валентиновна
Нугманова Галия Мансуровна
Воспитатель, МБДОУ г. Иркутска детский сад № 44, г. Иркутск
Воспитатель, МБДОУ г. Иркутска детский сад № 44, г. Иркутск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Карманова М.В., Нугманова Г.М. Путешествие на остров: конспект образовательной деятельности по экспериментированию в подготовительной группе // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 508576
ПРИЛОЖЕНИЕ: Презентация к статье
Цель: формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Предварительная работа: опытно-экспериментальная деятельность в мини- лаборатории группы.
Дидактические игры: «Магнитная азбука», «Рыболов»; «Где живет вода», «Из чего мы сделаны», «Кто и что?».
Материал и оборудование для опытов:
Ход совместной деятельности:
Дети стоят в кругу.
Воспитатель:
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глаза тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И их к сердцу поднесём.
Воспитатель: Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Что у меня в руках вы, конечно же, знаете (глобус).
Что он изображает? (модель Земли)
Воспитатель:
Какие цвета окрашена планета Земля?
Что изображено коричневой краской? (горы).
Что изображено зеленой краской? (леса).
Что изображено белой краской? (снега, ледники).
Что изображено желтой краской ( степи, пустыни).
Что изображено голубой краской? (реки, моря, океаны, озера).
Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша.
Какого цвета больше на глобусе, карте? Почему?
Где еще встречается вода, кроме водоемов?
Как люди используют воду?
Воспитатель:
А что это такое?
Такое голубое,
Холодное, как льдинка,
Прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо
За склоны зацепилось
И на землю стекло?
А что это такое?
Всё время в непокое,
Быть может, это туча,
Застряла среди скал?
А это и не туча,
А это и не небо,
А это и не солнце,
А озеро Байкал!
(М. Сергеев)
Воспитатель: А хотите побывать на нашем озере?
На чем можно попасть туда добраться?
Какой транспорт быстрее всего может нам помочь в этом?
Я предлагаю подняться на вертолете, чтобы быстрее туда попасть, ведь нам нужно успеть вернуться в детский сад. (фоновая заставка-шум вертолета)
Воспитатель
На что похоже озеро Байкал? (Если посмотреть с самолёта, похож на месяц)
Как переводится слово «Байкал»? (Богатое озеро)
Чем богато озеро Байкал? (Озеро Байкал богато рыбой)
Какие рыбы водятся в Байкале? (Щука, сиг карась, елец, хариус, бычки, осётр, омуль, налим, таймень, ленок)
А что вы еще знаете о воде?
Какая она?
Я помогу вам открыть все тайны воды, но вам придется поработать вместе со мной.
Перед работой нам необходимо размять наши руки: (пальчиковая гимнастика)
Если пальчики грустят – Доброты они хотят. |
пальцы плотно прижимаем к ладони |
Если пальчики заплачут – Их обидел, кто-то значит. |
трясем кистями |
Наши пальцы пожалеем – Добротой своей согреем. |
«моем» руки, дышим на них |
К себе ладошки мы прижмем, |
поочередно, 1 вверху, 1 внизу. |
Гладить ласково начнем. |
гладим ладонь другой ладонью |
Пусть обнимутся ладошки, Поиграют пусть немножко. |
скрестить пальцы, ладони прижать пальцы двух рук быстро легко стучат |
Каждый пальчик нужно взять И покрепче обнимать. |
каждый палец зажимаем в кулачке |
Приступаем к работе, у вас на столах лежат карточки, на которых показана последовательность выполнения опыта.
1 опыт «Вода прозрачная?»
А как это проверить на опыте? (в оба стакана с жидкостями опустить ложечки, в стакане, где ложку видно – вода, где не видно – молоко)
2 опыт «Какого цвета вода?» (нужно обмакнуть кисточку в краску и прополоскать кисточку в стакане с водой, вода окрасилась). Сделайте вывод: вода примет цвет того вещества, которое в ней растворили.
3 опыт: «Есть ли у воды вкус?»
Как вы думаете, есть ли у воды вкус? Возьмите соломинки и попробуйте сок в стакане. Какой он на вкус? (сладкий) А теперь попробуйте воду, какая она на вкус? (безвкусная) А чтобы вода стала кислой или сладкой, что нужно сделать? (добавить капельку лимона или кусочек сахара) Проведите опыт, сделайте вывод. (Если в воду добавить какое-нибудь вещество, то вода приобретет вкус того, что в ней растворили)
4 опыт «Есть ли у воды запах?»
Ребята, понюхайте чистую воду в стакане, чем пахнет? (ничем) А если в воду добавить какое-нибудь вещество с запахом, что будет? Проведите опыт, сделайте вывод. (Чистая вода не имеет запаха. Но если в воде растворить какое-нибудь вещество с запахом (лимон), то вода приобретёт запах того, что в нее добавили).
5 опыт «У воды нет формы»
Физминутка: перенеси воду.
Вы мне поверите, если я вам скажу: вода слышит? (ответы детей) Я тоже не верила, но, оказывается, учёные проводили опыты с замёрзшей водой и выяснили: вода слышит. Учёные говорили воде добрые, хорошие слова, включали красивую музыку, звуки леса, пение птиц, потом замораживали воду и рассматривали кристаллики воды через большой микроскоп (слайд с изображением красивых кристаллов воды).
Затем воде дали послушать музыку грубую, сказали нехорошее слово, снова заморозили воду. Посмотрите на экран, кристаллики воды стали уродливыми.
Вот и получается, что наша вода способна слышать, значит, она живая. А всё живое требует к себе бережного отношения. Как мы должны беречь воду?
Я вижу мы у цели, приготовиться к высадке на берег.
Шум ветра. Сундук.
Воспитатель: Ой, ребята, что это? (обращает внимание на сундук, который вынесло морем).
Как открыть сундук? Обратить внимание на емкость с водой.
Подумайте, как достать ключ из воды, не замочив руки.
Опыт с магнитом
В сундуке, какая-то записка. Разворачиваем?
Воспитатель:
Читаем записку: «Спасите», а еще здесь какие-то фотографии и бутылка с водой. А вода-то, какая грязная!
Кажется, я поняла, что случилось. над Байкалом прошел сильный шторм и смешал воды Байкала с тем мусором, что был на берегу. Как вы думаете, сможем ли мы очистить воду от мусора? Как?
По-моему, вы справились с очень сложной, но очень нужной задачей. И я хочу вам раскрыть еще один секрет: вода не только слышит, но и когда ей хорошо она может петь.
«Поющие бокалы»
Рефлексия
Что вам понравилось на сегодняшней встрече?
Что запомнили?
Ритуал прощания:
(тихо) – Я, молодец! (положить правую руку на сердце)
(громче) – Ты, молодец! (положить кулачок на кулачок к центру круга)
(громко) – Мы, молодцы! (взявшись за руки, поднять руки вверх).
На этом наше путешествие в интересный мир природы, мир опытов и экспериментов не заканчивается. Я желаю вам продолжить его вместе со своим родителями! Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания! До новых встреч, друзья!