Проскурина Светлана Ивановна
Учитель-логопед, МБДОУ детский сад №29 "Искорка", г. Улан-Удэ, Республика Бурятия
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Проскурина С.И. Сад-огород: конспект логопедического занятия в старшей группе с детьми ОНР // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 507828
Цель: закрепить знания об овощах и фруктах.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
2. Коррекционно-развивающие:
3. Коррекционно-воспитательные:
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, корзины, муляжи фруктов и овощей, картинки овощей и фруктов, карточки с геометрическими фигурами, разрезные картинки овощей и фруктов.
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед: Чтобы успешно справиться с упражнениями, нам надо сделать артикуляционную гимнастику.
Садится тот, кто заметит ошибку, дети исправляют ошибки логопеда
(квадратное яблоко, зеленый огурец, синий банан, сладкий лимон, желтая репа, овальный апельсин, синий помидор, желтый баклажан и т.д.).
На какие две группы можно разделить эти предметы? (овощи и фрукты)
II. Лексико-грамматические игры и упражнения
1. Упражнение «Сад – огород»
Что делают люди осенью в огородах и садах?
Какие овощи выкапывают лопатой, какие срезают ножом, какие срывают, какие выдергивают из земли?
Какие фрукты срывают с деревьев?
Как хранят овощи и фрукты?
2. Игровое упражнение «Урожай». Развитие пространственного восприятия. Дети по заданию логопеда раскладывают овощи и фрукты в две корзины:
3. Игровое упражнение «Волшебник». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Логопед:
Это лимон. Я превращаю его в лимончик;
Это перец. Я превращаю его в ___;
Это лук. Я превращаю его в ___;
Это слива. Я превращаю ее в ___ и т.д.
4. Игровое упражнение «Поваренок». Образование относительных прилагательных.
Логопед: Что можно приготовить из фруктов? А что из овощей?
5. Физкультминутка «Урожай соберём» – на развитие координации речи с движением.
В огород пойдём,
Урожай соберём.
(идут по кругу, взявшись за руки)
Мы морковки натаскаем.
(«Таскают»: выполняют наклоны с имитирующими движениями рук)
И картошки накопаем.
(«Копают»: выполняют движения руками, имитирующие работу с лопатой)
Срежем мы кочан капусты,
(«Срезают»: одной рукой держат воображаемый кочан, а другой с воображаемым ножом, подсекают снизу кочан)
Круглый, сочный, очень вкусный.
(рисуют в воздухе круг три раза)
Щавеля нарвём немножко
(«Рвут»: приседают и выполняют, имитирующие хватательные движения обеими руками)
И вернёмся по дорожке.
(идут по кругу, взявшись за руки)
А теперь мы в сад пойдём,
Мы там яблоки нарвём.
На носочки вставай,
Прямо с дерева срывай.
6. Игровое упражнение «Узнай по описанию»
Логопед: А сейчас попробуйте догадаться, о чем идет речь.
7. Игровое упражнение «На что похоже?»
Логопед: На столы я положу: четыре картинки с изображением овощей и четыре картинки с изображением фруктов, а также геометрические формы (по три каждой) – треугольник, круг, овал. Вам нужно будет возле каждой картинки положить соответствующую геометрическую форму и объяснить, почему.
Логопед: Даша, почему возле яблока лежит круг?
Даша: Потому что, яблоко круглое.
III. Развитие связной речи
Составить по мнемодорожке предложения об овощах и фруктов.
IV. Сенсорное развитие «Собери картинки»
Логопед: Соберите картинки и назовите овощи и фрукты, которые у вас получились (морковь, яблоко, свёкла, апельсин и т.д.).
V. Итог занятия
Логопед: Вспомнить, о чём говорили на занятии.
Оценка работы детей.