Методическая разработка "Лэпбук "Мир эмоций"

Байкалова Марина Александровна

Воспитатель, МБДОУ "Куртуковский детский сад" комбинированного вида, с. Куртуково

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Байкалова М.А. Методическая разработка "Лэпбук "Мир эмоций" // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 507634


 

«Мы лишаем детей будущего если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера». 

Д. Дьюи

Данное методическое пособие, позволяет решать задачи ФГОС ДО направленные на охрану и укрепление психического и физического здоровья детей, в т.ч. их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности ребёнка. 

Методическое пособие "Лэпбук «Мир эмоций» адресовано воспитателям, учителям-логопедам, педагогам-психологам, а также студентам педагогических учреждений и родителям (законным представителям). 

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации педагогам и родителям необходимо объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.

Формирование и развитие базовой способности воображения и речевой эмоциональности объясняется тем, что эмоции являются центральным звеном психической жизни ребёнка. 

Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены во ФГОС ДО, педагогам детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные методические средства, и приёмы, которые способствуют повышению познавательной активности дошкольников. К ним смело можно отнести лэпбук- новое для нас понятие. 

Лэпбук представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини книжки — простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, стрелочек и т. д., в которых организован и записан изучаемый материал. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала.

Новизна данного методического пособия заключается в поиске эффективных психолого-педагогических условий построения образовательного процесса, направленных на развитие речи и эмоциональной сферы детей старшего дошкольников возраста. 

Методическое пособие лэпбук «Мир эмоций» было изготовлено в нашем учреждении по следующей причине, а именно, за последние годы в учреждении наблюдается увеличение количества детей с нарушением речи и психоэмоционального развития, к которым относятся: 

а) Недостаточно развитая речь;

б) эмоциональная неустойчивость;

в) враждебность;

г) агрессивность;

д) тревожность во взаимоотношениях с окружающими; 

е) слабо развитое воображение.

Методическое пособие лэпбук по развитию речи и эмоциональной сферы ребёнка «Мир эмоций».

Цель: помочь детям старшего дошкольного возраста войти в сложный мир человеческих отношений, испытывая преимущественно положительные эмоции. Развивать умение общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта.

Задачи:

  1. Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом;
  2. Дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
  3. Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
  4. Развивать речевые умения;
  5. Развивать связную речь и коммуникативные навыки;
  6. Развивать умение передавать чувства через ласковые, добрые слова;
  7. Учить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами.

Значение лэпбука «Мир эмоций» как методического пособия для развития речи и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста сложно не переоценить. Во-первых, лэпбук помогает по выбору и желанию ребенка классифицировать информацию по изучаемой теме, и, как следствие, лучше понять и запомнить познавательный материал. Во-вторых, лэпбук в дальнейшем выступает инструментальной тематической папкой для игр, изучения информации и т.п. В-третьих, лэпбук способствует развитию речи, творческого мышления, познавательного интереса, различных видов деятельности. В-четвертых, лэпбук, содержащий в себе множество карманов, окошек, картинок-пазлов, будет способствовать развитию моторики мелких мышц рук, и подготавливать тем самым к обучению в школе. В-пятых, лэпбук поможет сформировать у детей старшего дошкольного возраста самостоятельность и ответственность при отборе информации и организации партнерской деятельности. 

При использовании методического пособия лэпбук «Мир эмоций» в работе с детьми по развитию речи и эмоциональной сферы мы руководствуемся следующими принципами:

  • психологической безопасности образовательной среды;
  • деятельностного обучения, под которым понимается активно-деятельностный способ обучения дошкольников;
  • учета возрастных особенностей и предела психофизиологических возможностей дошкольников; 
  • создания ситуации успеха и опоры на внутренние ресурсы детей; 
  • прогностичности, предвидения и предвосхищения результатов педагогического влияния на растущий организм ребенка, развитие его личности.

Методическое пособие лэпбук «Мир эмоций» можно использовать как индивидуально, так и на групповом занятии.

В случае работы с группой детей педагог использует следующие варианты: 

  1. вариант Педагогом вносится готовый лэпбук, заполненный играми разного содержания, в ходе занятия дети выполняют развивающие задания; 
  2. вариант Педагог предъявляет лэпбук, заполненный наполовину (часть кармашков пустых), в ходе занятия дети выполняют творческие задания с подключением воображения, ассоциативного мышления и заполняют пустые кармашки.

Для этого педагог использует как групповые формы организации детей, так и подгрупповые (или индивидуальные) - распределяет задания между воспитанниками по уровню их развития, и все вместе они собирают и заполняют одну папку. В результате такой работы получается отлично проработанный проект, который способствует развитию речи и эмоциональной сферы в самостоятельной деятельности детей в условиях группы.

С помощью лэпбука ребёнок сможет собрать «Разрезные картинки»; проиграть в дидактическую игру: «Тучка и дождик»; нарисовать свое настроение; найти сходства и отличия на картинках; поиграть с конструктором: «Настроения»; собрать девочке и мальчику эмоцию; рассмотреть картинки с эмоциями, а также научиться составлять рассказы по набору сюжетных картинок с проблемными ситуациями, что способствует развитию связной речи.

Результативность педагогического опыта работы с методическим пособием лэпбук «Мир эмоций» в процессе проводимых развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста, показала, что у детей развивается связная речь, дети научаются различать эмоциональное состояние других детей. 

В развивающих занятиях приняло участие 23 ребёнка. Из них: с неравномерным уровнем развития эмоциональной сферы – 4 ребенка, с ОНР- 7 детей, нормотипичных детей (с нормой развития) старшего дошкольного возраста - 10, ребенок с ОВЗ – 1. Опыт работы показывает, что спланированное особым образом развивающее воздействие на детей старшего дошкольного возраста при помощи методического пособия лэпбук «Мир эмоций», позволяет интенсифицировать процесс работы по развитию речи и эмоциональной сферы детей, повысить эффективность работы с дошкольниками. По результатам проведенной диагностики детей старших групп можно проследить значительный прирост показателей в развитии речи и эмоциональной сферы детей.

Таким образом, прослеживается положительная динамика в развитии речи и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, что является базой для развития интеллектуальных способностей в подготовительной группе:

  • на 12% повысился уровень развития эмоциональной сферы. 
  • на 16% повысился уровень развития речи; дети достаточно уверенно описывают предмет, составляют описательный рассказ, устанавливают последовательность событий.