Байкалова Марина Александровна
Воспитатель, МБДОУ "Куртуковский детский сад" комбинированного вида, с. Куртуково
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Байкалова М.А. Методическая разработка "Лэпбук "Мир эмоций" // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 507634
«Мы лишаем детей будущего если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера».
Д. Дьюи
Данное методическое пособие, позволяет решать задачи ФГОС ДО направленные на охрану и укрепление психического и физического здоровья детей, в т.ч. их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности ребёнка.
Методическое пособие "Лэпбук «Мир эмоций» адресовано воспитателям, учителям-логопедам, педагогам-психологам, а также студентам педагогических учреждений и родителям (законным представителям).
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.
Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации педагогам и родителям необходимо объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.
Формирование и развитие базовой способности воображения и речевой эмоциональности объясняется тем, что эмоции являются центральным звеном психической жизни ребёнка.
Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены во ФГОС ДО, педагогам детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные методические средства, и приёмы, которые способствуют повышению познавательной активности дошкольников. К ним смело можно отнести лэпбук- новое для нас понятие.
Лэпбук представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини книжки — простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, стрелочек и т. д., в которых организован и записан изучаемый материал. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала.
Новизна данного методического пособия заключается в поиске эффективных психолого-педагогических условий построения образовательного процесса, направленных на развитие речи и эмоциональной сферы детей старшего дошкольников возраста.
Методическое пособие лэпбук «Мир эмоций» было изготовлено в нашем учреждении по следующей причине, а именно, за последние годы в учреждении наблюдается увеличение количества детей с нарушением речи и психоэмоционального развития, к которым относятся:
а) Недостаточно развитая речь;
б) эмоциональная неустойчивость;
в) враждебность;
г) агрессивность;
д) тревожность во взаимоотношениях с окружающими;
е) слабо развитое воображение.
Методическое пособие лэпбук по развитию речи и эмоциональной сферы ребёнка «Мир эмоций».
Цель: помочь детям старшего дошкольного возраста войти в сложный мир человеческих отношений, испытывая преимущественно положительные эмоции. Развивать умение общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта.
Задачи:
Значение лэпбука «Мир эмоций» как методического пособия для развития речи и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста сложно не переоценить. Во-первых, лэпбук помогает по выбору и желанию ребенка классифицировать информацию по изучаемой теме, и, как следствие, лучше понять и запомнить познавательный материал. Во-вторых, лэпбук в дальнейшем выступает инструментальной тематической папкой для игр, изучения информации и т.п. В-третьих, лэпбук способствует развитию речи, творческого мышления, познавательного интереса, различных видов деятельности. В-четвертых, лэпбук, содержащий в себе множество карманов, окошек, картинок-пазлов, будет способствовать развитию моторики мелких мышц рук, и подготавливать тем самым к обучению в школе. В-пятых, лэпбук поможет сформировать у детей старшего дошкольного возраста самостоятельность и ответственность при отборе информации и организации партнерской деятельности.
При использовании методического пособия лэпбук «Мир эмоций» в работе с детьми по развитию речи и эмоциональной сферы мы руководствуемся следующими принципами:
Методическое пособие лэпбук «Мир эмоций» можно использовать как индивидуально, так и на групповом занятии.
В случае работы с группой детей педагог использует следующие варианты:
Для этого педагог использует как групповые формы организации детей, так и подгрупповые (или индивидуальные) - распределяет задания между воспитанниками по уровню их развития, и все вместе они собирают и заполняют одну папку. В результате такой работы получается отлично проработанный проект, который способствует развитию речи и эмоциональной сферы в самостоятельной деятельности детей в условиях группы.
С помощью лэпбука ребёнок сможет собрать «Разрезные картинки»; проиграть в дидактическую игру: «Тучка и дождик»; нарисовать свое настроение; найти сходства и отличия на картинках; поиграть с конструктором: «Настроения»; собрать девочке и мальчику эмоцию; рассмотреть картинки с эмоциями, а также научиться составлять рассказы по набору сюжетных картинок с проблемными ситуациями, что способствует развитию связной речи.
Результативность педагогического опыта работы с методическим пособием лэпбук «Мир эмоций» в процессе проводимых развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста, показала, что у детей развивается связная речь, дети научаются различать эмоциональное состояние других детей.
В развивающих занятиях приняло участие 23 ребёнка. Из них: с неравномерным уровнем развития эмоциональной сферы – 4 ребенка, с ОНР- 7 детей, нормотипичных детей (с нормой развития) старшего дошкольного возраста - 10, ребенок с ОВЗ – 1. Опыт работы показывает, что спланированное особым образом развивающее воздействие на детей старшего дошкольного возраста при помощи методического пособия лэпбук «Мир эмоций», позволяет интенсифицировать процесс работы по развитию речи и эмоциональной сферы детей, повысить эффективность работы с дошкольниками. По результатам проведенной диагностики детей старших групп можно проследить значительный прирост показателей в развитии речи и эмоциональной сферы детей.
Таким образом, прослеживается положительная динамика в развитии речи и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, что является базой для развития интеллектуальных способностей в подготовительной группе: