Особенности организации театрализованной деятельности в детском саду

Ломакина Елена Александровна
Захарова Евгения Владимировна

Музыкальный руководитель, МАОУ детский сад № 79 "Гусельки", г.о. Тольятти, Самарская обл.
Музыкальный руководитель, МАОУ детский сад № 79 "Гусельки", г.о. Тольятти, Самарская обл.

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ломакина Е.А., Захарова Е.В. Особенности организации театрализованной деятельности в детском саду // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 503530


 

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление педагогов и родителей дать детям именно знания: научить их читать, писать, считать, а не чувствовать, думать, творить. Однако психологи и педагоги-практики осознают необходимость развития творческого потенциала каждого ребенка, его способностей и интересов.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Существует и другая важная проблема: возникновение у одних детей страхов, зажатости, тревожности, заторможенности, у других – наоборот, развязности и суетливости. Недостаточно развито произвольное поведение, память, внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка (снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению) – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Именно в игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики).

Выдающийся режиссер и актер К.С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку только сказать себе «…как будто бы», и вымысел уже живет в нем.  В процессе практической деятельности мы не раз находили подтверждение его словам: «Дети – лучшие актеры». 

Таким образом, именно театр, сочетающий возможности нескольких видов искусств: музыки, живописи, танца, литературы, актерской игры, - это не только средство познания жизни, но и школа нравственного и эстетического воспитания, школа общения подрастающего поколения, без чего невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка. 

Изучению театрализованной деятельности и ее влияния на обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста посвящены работы Л. Баряевой, И. Вечкановой, А. Зарина, А. Бурениной, Л. Артемовой, Е. Трусовой, Ю. Клименко, Л. Стрелковой и др.

А.П. Ершова, в статье «Вреден ли театр дошкольнику?», опубликованной в журнале «Обруч», говорит: «Театр в детском саду надо делать не для того, чтобы в результате получилось некое зрелище…, а для того, чтобы у детей была естественная среда для развития фантазии, воображения, речевых и поведенческих навыков, художественно-творческих способностей».  В тоже время, она подчеркивает опасность использования театра как жесткого и сложного искусства для маленьких детей, требующих от них работы напоказ.  

Наш опыт работы показал, что театрализованная деятельность в детском саду должна опираться (наряду с классическими) на следующие дидактические принципы.

Принцип психологической комфортности. Это прежде всего, создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома»; снятие стрессообразующих факторов; раскрепощение личности, стимулирующее развитие творческой активности, с включение мотивации успешности, продвижения веред («У тебя получится, я знаю»).

Принцип творчества (креативности), т.е. максимальная ориентация детей на творчество, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Художественно-творческий характер театрализованной деятельности несовместим с сухостью и формализмом. Заученные позы, зазубренные реплики, повторяющиеся движения, диктуемые взрослым, подавляют радостное настроение детей, вызывают снижение интереса к деятельности, нарушают атмосферу сказочной таинственности. В этом случае дети лишаются самого главного, без чего театр не может существовать – творчества. По мнению Л.С. Выготского, именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, создающим и видоизменяющим все настоящее.

В науке существуют различные подходы к определению понятия «творчества»: 

  • как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие мотивов, знаний, умений, способностей, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью (В. Петровский);
  • как способность удивлять и познавать, умение находить нестандартные решения, нацеленность на открытие нового, способность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фромм);
  • как комбинированный процесс качественного перехода от уже известного к неизвестному (Л.С. Выготский).

Понятия творчества разные, но сущность одна – это создание чего-то нового, необычного.

По мнению исследователей, чтобы ребенок дошкольного возраста, проявил театральное творчество, необходимо обогатить его жизнь яркими впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт дошкольника, тем ярче творческие проявления, чем раньше начать развивать детское театральное творчество, тем больших результатов можно достичь, т.к. известно, что дошкольный возраст синзитивен к развитию образного мышления и воображения, которое является основой творческой деятельности (Л.С. Выготский, Н.Ф. Сорокина). Наблюдая за развитием творческих проявлений детей в театрализованной деятельности, мы опираемся на показатели, разработанные Н.А. Ветлугиной, характеризующие отношение детей к творчеству и качество творческих проявлений.

Принцип импровизации. Н.Ф. Сорокина отмечает, что важнейшим в театрализованных играх является процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Нисару Ибука подчеркивал, что самое ценное в таких играх - возможность прямого и свободного самовыражения в отношениях с другими членами группы. Таким образом, театрализованные игры должны быть основаны на импровизации. Согласно словарю, импровизация – особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения. Цель импровизации в детском саду – активизировать процесс творчества детей, освобождение от однообразности.  Использование импровизаций – перспективный прием для воспитания интереса к театрализованной деятельности, накопления жизненного опыта. 

Принцип синкретизма предполагает взаимосвязь разных видов искусств при объединяющей роли искусства театра. Ассоциирование посредством слуховых, зрительных, двигательных, тактильных ощущений позволяет установить более глубокие внутренние взаимосвязи, способствующие постижению средств художественной выразительности различных видов искусств, для достижения нужного результата в создании образа. 

В театрализованных играх мы стараемся идти от ощущений детей. Метод ассоциаций помогает развивать у детей чувства, которые впоследствии становятся инструментом фантазии. Ассоциации – это выражение личности каждого ребенка. Это не простая игра ума или случая, это внутренняя работа души. Например, путешествие на облаке, грозовой туче, знакомство с коровой, которая носила розовые очки, с удивительной кошкой, которая умела лететь и т.д.

Для театрально-игровой деятельности важен характер поведения взрослого, он должен играть вместе с детьми, перейти с позиции «учителя» на позицию «играющего партнера», используя разнообразные игровые приемы, которые обеспечивают психологический комфорт, здоровье и защищенность детей, радость и жизненное счастье. В первую очередь это персонажи, которые сопровождают детей в процессе деятельности. Кукольник знакомит детей с различными видами кукольного театра, помогает освоить детям навыки кукловождения. Скоморох и Петрушка рассказывают об особенностях фольклорного театра, персонажи сказок, которые просят им помочь, научить, решить проблему (например, заяц из сказки «Заюшкина избушка») и т.д. Игровую ситуацию могут создавать макеты (карта страны «Театралии»), различные предметы (скомороший короб, ящик с секретом, маски, элементы костюмов и т.д.), куклы, а также заочное присутствий персонажей (письмо, записка, посылка, аудиозапись, видеозапись). 

Н.А. Реуцкая одним из условий внедрения театрализованных игр в систему детского сада называла серьезное, искреннее, эмоционально-положительное отношение педагога к играм детей в театр. Взрослый должен уметь «будить» воспитанников, постоянно импровизировать, пробуждать их фантазию, завлекать в игровую стихию, помогающую детям скорее освобождаться от своих «зажатостей». В таких условиях ребенок быстрее обнаруживает свой творческий потенциал, индивидуальные особенности своего Я.

Искусство развития у детей воображения, фантазии, творческих способностей – педагогическое искусство. Практика нам подсказывает единственно верную педагогику. Педагогику с приставкой СО (Е.Ю. Сазонов, Ш.А. Амонашвили). Не рассматривание красоты, а СО-рассматривание, не переживание сюжета, а СО-переживание, совместно СО-страдая, СО-размышляя, СО-чувствуя. 

Таким образом, именно театрализованная деятельность, имея синкретический характер, раскрывает внутренний мир ребенка, снимает груз «зажатости», раскрепощает самых застенчивых детей. Кроме того, она помогает решать задачи образования дошкольного учреждения: развивать художественный вкус, творческие способности, формировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем разовьет у ребенка потребность обращаться к театру как к источнику эмоционального переживания, творческого соучастия. И если мы хотим достичь желаемого эффекта, надо каждый раз искать ключи к соединению двух сложных систем – личности ребенка и искусства театра.

 

Литература:

  1. Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып. 1: От игры до спектакля: учеб.-метод. пособие. СПб., 2002.
  2. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1972.
  3. Ершова А.П. Вреден ли театр дошкольнику? // Обруч. 1999. № 4.
  4. Петрова Т., Сергеева Е., Петрова Е. Театрализованные игры в детском саду. М.: Школьная пресса, 2000.
  5. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М.: АРКТИ, 1999.