Проектный метод как эффективная педагогическая технология

Вахитова Анна Александровна

Воспитатель, МКОУ "Ключиковская СОШ", с. Ключики, Красноуфимский р-н, Свердловская обл.

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Вахитова А.А. Проектный метод как эффективная педагогическая технология // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 503473


 

ФГОС дошкольного образования направлен на создание условий для развития детей дошкольного возраста. Он открывает возможности успешной социализации ребенка, его всесторонне-личностного развития, развития инициативы, творческого потенциала и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми, сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Современный этап педагогической практики – это переход от информационно – объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующий широкий спектр личностных качеств ребенка. Важным становиться не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки информации, развитие познавательных интересов и творческого потенциала ребенка.

Для достижения поставленных целей в своей практической деятельности использую педагогическую технологию – проектный метод.

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий по решению значимой для детей проблемы, завершающейся созданием творческих работ.

Использование метода проектирования не случайно, так как учитывая специфику периода адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, необходимо использовать методы, ориентированные на взаимодействие со взрослыми для обеспечения эмоционального комфорта каждого ребенка.

Несмотря на данный возраст, в период которого дети участвуют в проекте на «вторых ролях», выполняют действия по прямому указанию взрослого, путем подражания ему, именно эта технология позволяет:

Пополнять впечатления ребенка различными новыми представлениями, обогащая их положительными эмоциями; способствовать повышению самооценки ребенка: видеть свой вклад в общее дело, радоваться успехам, ощущать себя значимым в группе.

Спланировать совместную деятельность детей, родителей и педагога, учитывая возрастные особенности воспитанников, для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

Повысить профессионально-личностный потенциал, уровень педагогического мастерства работника ДОУ.

Наиболее интересным в средней группе можно назвать проект «В сентябре одна ягода- красная рябина»

Тип проекта: информационно – творческий, краткосрочный.

Сроки проведения: 2 недели.

Участники проекта: воспитатель группы, дети 4-5 лет, родители.

Цель: продолжать знакомить детей с природой родного края. Развивать экологическое сознание.

Задачи:

  • Физическое развитие: развитие ловкости, быстроты реакции, координации движений.
  • Познавательное развитие: развитие экологического сознания, знания о природе родного края.
  • Социально-коммуникативное развитие: общение со сверстниками и взрослыми, активизация и развитие словаря детей при описании рябины, диалоговой речи. Развитие детей в игровой деятельности.
  • Художественно-эстетическое развитие: развитие творческих способностей и воображения у детей, знакомство с росписью предметов народного промысла – «Хохлома», овладение навыком работы в нетрадиционных техниках «скатывания» и рисования ватными палочками, развитие чувства цвета, формы, композиции, воспитание интереса и бережного отношения к природе.

Основные направления проекта.

1. Подготовительный этап:

  • Работа с методической литературой,
  • Подбор материала.

2. Основной этап:

  • Рассматривание внешнего вида рябины,
  • Наблюдение за рябиной в процессе прогулки,
  • Беседа с детьми «Как деревья готовятся к зиме»,
  • Выполнение задания «Найди самый необычно раскрашенный осенний лист».
  • Фото выбранного объекта.
  • Составление с детьми описательных рассказов о дереве (по моделям).
  • Совместное творчество с родителями – придумывание стихов, рассказов, сказок  и т.п.
  • Сбор природного материала.
  • Изготовление поделок из даров рябины (листья, плоды, веточки).
  • Познавательно – исследовательская деятельность: рассматривание коры рябины через лупу, выкладывание из подручного материала модели листа рябины.
    • Опыт 1. Предложить детям попробовать оторвать с ветки зеленый лист и желтый. Какой лист легче отрывается? Опыт 2. Рассматривание через лупу внутренней стороны листа.
    • Опыт 3 (тактильный). Предложить с закрытыми глазами обследовать кору и листья рябины.
    • Опыт 4. Как пахнет кора ?
    • Опыт 5. Предложить воспитанникам один лист оставить на столе, а другой вложить в книгу. Отметить изменения через неделю.
  • Продуктивная деятельность: составление букетов из сухих веточек рябины, изготовление бус из ягод.

3. Заключительный этап:

  • выставка детских работ.

Предполагаемый результат: пополнение знаний воспитанников о природе родного края, развитие способности воспитанников использовать в речи народные приметы, пословицы, песни, совершенствование связной речи, формирование уважительного уважения друг к другу в процессе совместной деятельности, развитие мышления, творческого воображения, эмпативности в проблемных ситуациях, играх.

Родители оценили значимость проектного метода. Приобрели опыт творческого взаимодействия с ребенком, приобщаются к педагогическому процессу.

Использование метода проектирования позволяет сделать вывод: данная педагогическая технология, стержнем которой является совместная деятельность (познавательная, исследовательская, продуктивная) воспитанников, родителей, педагогов, помогает ребенку познавать окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты деятельности.