Холостова Татьяна Ивановна
Воспитатель, МБДОУ ДС "Калинка", г. Волгодонск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Холостова Т.И. Проект "Топотушки – говорушки" // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 472919
Паспорт проекта:
Название проекта: «Топотушки – говорушки»
Авторы проекта: Холостова Татьяна Ивановна
Вид проекта: информационно-творческий.
Срок реализации проекта: долгосрочный (2018-2019 гг.)
Участники проекта: дети раннего возраста, воспитатели, родители, муз. работник.
База, реализации проекта: МБДОУ ДС «Калинка», г. Волгодонск.
Актуальность: Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.
В соответствии с ФГОС одним из направлений речевого развития детей является приобщение дошкольников к художественной литературе.
Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнём знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитие речи детей раннего возраста необходимо включать чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, вводя их в повседневный разговор.
Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности с детьми.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, который предопределит успешность его адаптации и общего развития в ранний дошкольный период.
Чтобы привлечь внимание ребенка, успокоить, развеселить его, поговорить с ним издавна пользуются прибаутками, приговорками, напевками, потешками. Устное народное творчество(фольклор) представляет собой настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы языка народа. Средствами малых форм фольклора ребёнок получает первые представления о произведениях художественной литературы. Вслушиваясь в слова потешек, пословиц, поговорок, их ритм, малыши играют в ладушки, притоптывают, приплясывают, двигаясь в такт произносимому тексту, что не только забавляет, радует малышей, но и позволяет организовывать их поведение.
С помощью народных песенок, потешек у малышей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию и т. д. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада. Это помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии.
Художественная литература, устное народное творчество в возрасте до 3 лет – уникальное средство, позволяющее ребенку быстро и жадно познавать окружающий мир, а главное – овладевать средствами общения – речью.
Знакомство с сокровищницей русской литературы, с лучшими образцами устного народного творчества – это определяющий этап в становлении личности ребенка в период раннего детства.
Гипотеза: если знакомить детей раннего возраста с произведениями устного народного творчества, то это позволит: как можно раньше приобщить воспитанников к художественной литературе, сформировать у них любовь и интерес к книге.
Проблема: Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к художественной литературе. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге компьютерные игры и просмотр телевизора. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для приобщения детей к художественной литературе. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Простота звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры. Осознавая роль художественной литературы как средства умственного воспитания, детей нужно знакомить с достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества (малых форм фольклора), развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка.
Цель: приобщение детей раннего дошкольного возраста к художественной литературе посредством малых форм фольклора.
Задачи:
Ожидаемые результаты:
Сроки и этапы реализации проекта
1 Этап – подготовительный (август – сентябрь)
№ |
Содержание работы |
Сроки реализации |
Предполагаемые результаты |
1. |
Подобрать фольклорный материал, соответственно возрасту детей; |
Август 2019г. |
Обеспечение образовательного процесса дидактическим материалом. |
2. |
Составить картотеку потешек, поэзии пестования для всех режимных моментов; |
Август 2019г. |
Пополнение аудио и видеокартотеки. |
3. |
Подобрать иллюстрированную литературу с фольклорными произведениями. |
Август 2019г. |
Создание минибиблиотеки |
4. |
Создание анкет для родителей. |
Август 2019г. |
Пополнение материальной базы и информационных ресурсов. |
5. |
Изучение научной и методической литературы по проблеме |
Август 2019 |
Информационная компетентность |
2 Этап – основной (сентябрь 2019 –май 2020 гг.)
№ |
Содержание работы |
Сроки реализации |
Предполагаемые результаты |
1. |
Анкетирование родителей |
Сентябрь |
Пополнение материальной базы и информационных ресурсов. |
2. |
Рассматривание картины «Петушок и его семейство»; |
Сентябрь |
умение удерживать внимание, слушая короткий текст, рассматривая репродукцию. |
3. |
Дидактические и развивающие игры: «Чей домик?», «Кто в домике живет?» |
Сентябрь |
Умение применять знания в самостоятельной деятельности |
4. |
Чтение и заучивание потешек: «Как у нашего кота», «Водичка-водичка», «Петушок», «Киска, киска брысь…», |
Сентябрь |
развитие навыков речевого общения |
5. |
Раскрась «Петушку хвостик» |
Сентябрь |
Эмоционально-эстетические чувства. Использование разных техник рисования. |
6. |
Буклет «Потешки - в период адаптации дошкольника в ДОУ» |
Сентябрь |
Родительский уголок |
7. |
Лепка «Заборчик у домика Петушка» |
Октябрь |
Эмоционально-эстетические чувства. Использование разных техник |
8. |
Рассматривание картины «Кошка с котятами»; |
Октябрь |
умение удерживать внимание, слушая короткий текст, рассматривая репродукцию |
9. |
Консультация «Роль фольклора в развитии речи детей» |
Октябрь |
Родительский уголок |
10. |
Дидактические и развивающие игры: «Угадай и собери», развивающее лото «Игрушки»; |
Октябрь |
Умение применять знания в самостоятельной деятельности |
11. |
Чтение и заучивание потешек: «Солнышко-ведрышко», «Оладушки», «Еду-еду к бабе, к деду», «Улитка, улитка!», |
Октябрь |
развитие навыков речевого общения |
12. |
Консультация «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе» |
Ноябрь |
Родительский уголок |
13. |
Рисование «Кап-кап-кап» |
Ноябрь |
Эмоционально-эстетические чувства. Использование разных техник |
14. |
Рисование (родителей и детей дома) «Рисунок к любимой потешке» |
Ноябрь |
Эмоционально-эстетические чувства. Использование разных техник |
15. |
Прослушивание аудисказок «Колобок» |
Ноябрь |
Интерес к музыкальным произведениям |
16. |
Чтение и заучивание потешек: «По кочкам, по кочкам...», «Сорока-ворона кашку варила», «Идет коза рогатая». |
Ноябрь |
развитие навыков речевого общения |
17. |
Консультация «Воспитание детей средствами фольклора» |
Декабрь |
Родительский уголок |
18. |
Лепка «Ладушки, ладушки» |
Декабрь |
Эмоционально-эстетические чувства. Использование разных техник |
19. |
Акция «Подари книжку в садик» |
Декабрь |
Обеспечение образовательного процесса дидактическим материалом. |
20. |
Прослушивание аудисказки «Курочка Ряба» |
Декабрь |
Интерес к музыкальным произведениям |
21. |
Дидактическая игра «Сложи картинку» |
Декабрь |
Умение применять знания в самостоятельной деятельности |
22. |
Консультация «Игры с потешками дома» |
Январь |
Родительский уголок |
23. |
Рисование «Снежинки, как пушинки» |
Январь |
Эмоционально-эстетические чувства. Использование разных техник |
24. |
Прослушивание аудисказки «Репка» |
Январь |
Интерес к музыкальным произведениям |
25. |
«Книжкина больница» (наблюдение за работой взрослого по ремонту книг) |
Январь |
оказывать помощь в ремонте книг, прививать бережное отношение к книге. |
26. |
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик…», «Повар», «Сидит белка на тележке» |
Январь |
Умение использовать потешки в определенный момент |
27. |
Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей» |
Февраль |
Родительский уголок |
28. |
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «По ровненькой дорожке», «Большие ноги», «Мыши водят хоровод», |
Февраль |
Сплочение детского коллектива |
29. |
Дид. игры: «Найди пару», «Чей домик», «Кто в домике живет?», «Кто пришел, кто ушел?», «Кто что ест?», «Ребятам о зверятах», «Кукла Катя идет на прогулку», «Чей малыш?», «Угадай кто кричит?», |
Февраль |
Умение применять знания в самостоятельной деятельности |
30. |
Лепка «Угостим курочку горошком» |
Февраль |
Эмоционально-эстетические чувства. Использование разных техник |
31. |
Рассматривание картин: «Катание на санках» |
Февраль |
умение удерживать внимание, слушая короткий текст, рассматривая репродукцию |
32. |
Конструирование «Кровать для куклы», «Домик для кота». |
Февраль |
Эмоционально-эстетические чувства. Использование разных техник |
33. |
Консультация для родителей: «Фольклор для маленьких» |
Март |
Родительский уголок |
34. |
Инсценировка сказки «Репка» |
Март |
Положительное эмоционально-психическое состояние детей |
35. |
Рисование водички к потешке: «Кран откройся, нос умойся» |
Март |
Эмоционально-эстетические чувства. Использование разных техник |
36. |
Конструирование «Диван для дочки» |
Март |
Эмоционально-эстетические чувства. Использование разных техник |
37. |
Консультация для родителей «Что читать детям дома» |
Апрель |
Родительский уголок |
38. |
Лепка (изготовление крендельков) |
Апрель |
Эмоционально-эстетические чувства. Использование разных техник |
39. |
Изготовление масок для подвижных игр (для родителей) |
Апрель |
Обновить шапочки – маски к подвижным играм |
40. |
Чтение и заучивание потешек: «Кисонька – Мурысонька», «Дождик, дождик» |
Апрель |
развитие навыков речевого общения |
3 Этап - заключительный
№ |
Содержание работы |
Сроки реализации |
Предполагаемые результаты |
1. |
Диагностические исследования 2 раза в год. |
2019-2020гг. Октябрь Май |
Определение уровня речевого развития |
2. |
Лепбук «Фольклор малышам» |
Май 2020г. |
Создание лепбука |
3. |
Подготовка к докладу на педагогический совет и на родительском собрании. |
Май 2020г. |
Доклад |