Работа с родителями в контексте истоковедения по программе «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании: консультация для педагогов

Романова Светлана Сергеевна

Воспитатель, МБОУ "Излучинская ОНШ" дошкольная ступень №1, пгт. Излучинск Нижневартовский район Ханты - Мансийский АО

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Романова С.С. Работа с родителями в контексте истоковедения по программе «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании: консультация для педагогов // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 18.04.2024).

Заказ № 468433


 

«Семья – фундамент общества и хранительница человеческих ценностей
Семья дарит жизнь детям, обеспечивает счастливое детство, 
достойное образование и создает крепкую основу для самостоятельной жизни
В семье формируется  духовно-нравственная основа личности  ребенка»

В последние годы очень актуальной является задача объединения усилий дошкольной образовательной организации и семьи. Это возможно благодаря созданию единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

А так как решающую роль в духовно-нравственном развитии ребенка играет его семья, необходимо формировать единую систему ценностей, как в семье, так и в дошкольной организации.

Целенаправленная работа по формированию системы духовно-нравственных ценностей с детьми и родителями в дошкольном образовании позволяет решать следующие задачи:

  • объединить усилия семьи и детского сада с целью формирования у взрослых и детей единой системы ценностей;
  • осуществлять руководство взаимодействием взрослых и детей;
  • обеспечивать педагога социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно-нравственной основы личности, начиная с дошкольного возраста;
  • повышать педагогическую культуру родителей.

В результате такой целенаправленной работы педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с родителями и детьми знания о нравственности становятся осмысленными и прочувственными.

Этому способствуют активные формы обучения, такие как, ресурсный круг и работа в паре, способствующие приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков.

Родители учатся слушать и слышать друг друга, у них формируется умение приходить к согласию, принимать совместные решения. Активное взаимодействие с ребенком в условиях дошкольной организации, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.

В активных формах обучения педагог такой же участник общения, как и родители.  Он делится с родителями своими мыслями, чувствами, с понимание выслушивает собеседников, поддерживает словом, взглядом, жестом.

Существующая открытая коммуникация между всеми участниками воспитательного процесса, способствует появлению взаимного доверия у воспитателей и родителей. Каждый имеет возможность обменяться знаниями, опытом, чувствами и прийти к пониманию того, что у всех в опыте много общего и совместными усилиями можно найти способы решения сложных педагогических ситуаций и проблем. У родителей развиваются навыки общения, способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей. В результате освоения положительного опыта развивается ресурс успеха каждого участника воспитательного процесса.

Каждое занятие имеет определенную структуру: 

  • в начале занятия педагог произносит вводное слово (чтобы настроить родителей на тему разговора);
  • затем родителям предлагается познакомиться с книгой для развития и выполнить ряд заданий (чтобы понять, как  заниматься по книге дома вместе с детьми);
  • итогом работы по каждой теме является проведение активного занятия: ресурсного круга, работы в паре, четверке, микрогруппе.

Каждое активное занятие предполагает этапы работы, соблюдение которых является необходимым условием для получения положительных результатов совместной работы с родителями. 

Во время проведения подготовительного этапа родителям предлагается прочитать «Слово к родителям» по соответствующей теме в книге для развития. В «Слове к родителям» раскрывается смысл важнейших нравственных категорий, заложенных в программе.

Основной этап активного занятия направлен на осмысление родителями главной идеи книги и способствует накоплению социокультурного опыта у каждого его участника.

Заключительный этап включает в себя рефлексию, т.е. родителям представляется возможность высказать свое отношение к обсуждаемой теме. В процессе разговора развивается мотивация на дальнейшую работу с книгой.

Результатом такой системной целенаправленной работы является интеграция дошкольной образовательной организации и семьи, создание единого контекста воспитания детей, развитие социокультурного пространства в дошкольной образовательной организации.