Романова Светлана Сергеевна
Воспитатель, МБОУ "Излучинская ОНШ" дошкольная ступень №1, пгт. Излучинск Нижневартовский район Ханты - Мансийский АО
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Романова С.С. Работа с родителями в контексте истоковедения по программе «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании: консультация для педагогов // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 468433
«Семья – фундамент общества и хранительница человеческих ценностей
Семья дарит жизнь детям, обеспечивает счастливое детство,
достойное образование и создает крепкую основу для самостоятельной жизни
В семье формируется духовно-нравственная основа личности ребенка»
В последние годы очень актуальной является задача объединения усилий дошкольной образовательной организации и семьи. Это возможно благодаря созданию единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.
А так как решающую роль в духовно-нравственном развитии ребенка играет его семья, необходимо формировать единую систему ценностей, как в семье, так и в дошкольной организации.
Целенаправленная работа по формированию системы духовно-нравственных ценностей с детьми и родителями в дошкольном образовании позволяет решать следующие задачи:
В результате такой целенаправленной работы педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с родителями и детьми знания о нравственности становятся осмысленными и прочувственными.
Этому способствуют активные формы обучения, такие как, ресурсный круг и работа в паре, способствующие приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков.
Родители учатся слушать и слышать друг друга, у них формируется умение приходить к согласию, принимать совместные решения. Активное взаимодействие с ребенком в условиях дошкольной организации, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.
В активных формах обучения педагог такой же участник общения, как и родители. Он делится с родителями своими мыслями, чувствами, с понимание выслушивает собеседников, поддерживает словом, взглядом, жестом.
Существующая открытая коммуникация между всеми участниками воспитательного процесса, способствует появлению взаимного доверия у воспитателей и родителей. Каждый имеет возможность обменяться знаниями, опытом, чувствами и прийти к пониманию того, что у всех в опыте много общего и совместными усилиями можно найти способы решения сложных педагогических ситуаций и проблем. У родителей развиваются навыки общения, способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей. В результате освоения положительного опыта развивается ресурс успеха каждого участника воспитательного процесса.
Каждое занятие имеет определенную структуру:
Каждое активное занятие предполагает этапы работы, соблюдение которых является необходимым условием для получения положительных результатов совместной работы с родителями.
Во время проведения подготовительного этапа родителям предлагается прочитать «Слово к родителям» по соответствующей теме в книге для развития. В «Слове к родителям» раскрывается смысл важнейших нравственных категорий, заложенных в программе.
Основной этап активного занятия направлен на осмысление родителями главной идеи книги и способствует накоплению социокультурного опыта у каждого его участника.
Заключительный этап включает в себя рефлексию, т.е. родителям представляется возможность высказать свое отношение к обсуждаемой теме. В процессе разговора развивается мотивация на дальнейшую работу с книгой.
Результатом такой системной целенаправленной работы является интеграция дошкольной образовательной организации и семьи, создание единого контекста воспитания детей, развитие социокультурного пространства в дошкольной образовательной организации.