Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности путём использования разнообразных видов работ

Меметова Замира Куртеюповна

Учитель начальных классов, МОУ "Новостепновская школа", Республика Крым, Джанкойский район

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Меметова З.К. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности путём использования разнообразных видов работ // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 467713


 

Коммуникативность – способность, навык, умение передавать правильно свои мысли, чувства, эмоции так, чтобы они правильно (доходчиво) были поняты, восприняты другим человеком (собеседником)

Представьте себе картину: ребёнок у телевизора, ученик с телефоном, планшетом, учащийся у компьютера. Сколько времени может в течение дня проводить ребёнок с техникой? А если сосчитать, сколько часов это будет в течение месяца или года! Всё это время ребёнок оказывается в духовном вакууме, когда у него отсутствует общение (и письменное, и устное).

Антуан де Сент-Экзюпери говорил, что «самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения».

Для того, чтобы ребенок (ученик) умел общаться, действовать, решать проблемы в любых ситуациях, ему необходимо овладеть коммуникативной компетентностью, т.е. научиться ясно, и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, при этом соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться.

Формирование коммуникативной компетенции является актуальной проблемой. Дети младшего школьного возраста не всегда могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что препятствует установлению контакта между взрослым и ребёнком. Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач.

Учебно-воспитательный процесс является эффективным и полезным, только в том случае, если в этом процессе педагог развивает желание высказываться, читать, писать. Именно коммуникативная компетенция способствует формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме. «Обучать общению, общаясь» – без этих условий нет урока.

Для того чтобы у учащихся развивались коммуникативные навыки, их этому нужно учить. Среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетенции, в данном возрасте в условиях обучения являются:

Приобретение коммуникативных компетенций осуществляется практически на всех уроках. Например, на уроках литературного чтения выполняю артикуляционные упражнения (упражнение «Слон), часто использую работу в парах, чтобы определить «с чем будут связаны события, происходящие в рассказе, вы узнаете, расшифровав слово. - Расшифруйте слово, исключив лишние буквы в каждой строчке:

  • д б з ж ш в г - все буквы обозначают звонкие согласные звуки,
  • х ц ч к щ - все согласные буквы обозначают непарные глухие согласные звуки,
  • ж л д ц т о р ф - все буквы обозначают согласные звуки, а о- гласный звук
  • б в г д л з ж - все буквы обозначают согласные звонкие парные,
  • е ё я а ю - все гласные буквы йотированные, а а - нет. (Получилось слово школа) предлагаю чтение по цепочке или по ролям. 

Одной из форм коммуникаций, используемой на уроках является монолог. Необходимо учить детей рассказывать, пересказывать, отвечать на вопросы, задавать вопросы, доказывать свою точку зрения.

Большая роль в развитии коммуникативных способностей отводится работе с предложением и работе над связной речью. Использую следующие приёмы работы над предложением:

1) Самый простой и в то же время необходимый приём работы над предложением во всех классах – это чтение образцов, отработка интонации, выразительности. Просто дети должны услышать, почувствовать предложение как единицу речи. Хорошее, выразительное прочтение предложения даёт очень много для развития речи. Для интонирования незаменимы загадки. Стихотворения.

2) Конструктивные упражнения:

а) построение предложения из разрозненных слов. Варианты этого упражнения:

 - все слова даны в нужной форме: «видели, лису, рыженькую, дети, лесу, в»;

 - некоторые слова даны в нужной форме, а часть слов - в начальной форме: «видеть, лиса, маленькая, дети, лес, в».

б) Работа с деформированным текстом. Например,

Составь предложения из слов, озаглавь текст и запиши текст.

_________________________________

Осторожный, и, лиса, зверь, хитрый

На, длинная, шерсть, и, пушистая, ней

Красивая, у, мордочка, лисы

Хорош, хвост, особенно

Рыжими, на, переливается, солнце, он, искрами.

3) Деление текста, данного без точек и заглавных букв, например: «в чаще леса у лисы нора туда пушистая красавица принесла ещё живую мышку лисята учуяли мать и поспешили ей навстречу малыши окружили зверька и стали с ним играть так они учатся ловить добычу».

4) Соединение двух или трёх простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами, например: «Мальчики на пришкольном участке посадили кусты смородины. Девочки ухаживают за двумя грядками клубники». – «Мальчики на пришкольном участке посадили кусты смородины, а девочки ухаживают за двумя грядками клубники».

Для формирования коммуникативной компетенции на уроке математики можно предложить следующие виды заданий:

1) Работа в парах. Раскрасьте вместе рисунок, но для этого вам необходимо сначала решить примеры. 

2) «Интеллектуальный марафон»

3) Графический диктант. 

4) Заполнение таблиц. Такое задание я проводила после изучения темы «Периметр прямоугольника. Площадь прямоугольника» на уроке-повторении изученной темы. Каждая пара учащихся получает таблицу, которую должна полностью заполнить, например: Заполните (по возможности) пустые ячейки. Найдите на своем ряду пару со своей таблицей. Объедините имеющуюся информацию, заполните всю таблицу 

5) «Числовые закономерности»

Все эти задания учат умению выслушивать чужую точку зрения и не бояться высказывать свою, эффективно работать в паре, группе. 

Из форм работы, стимулирующих совершенствование коммуникативной компетенции учащихся на уроках окружающего мира, можно назвать следующие:

  • проведение заочной экскурсии по выставочным залам, музеям, улицам и площадям городов мира (ролевая игра, где один или несколько учеников выполняют обязанности экскурсовода, а другие – туристов),
  • работа в группах и парах, когда дети выполняют задания: Может ли человек жить, не оказывая влияния на окружающую среду? Обоснуйте оба варианта ответа: «Да, может», «Нет, не может»; предложите одноклассникам угадать животное по его описанию и др.

На уроках технологии дети часто выполняют групповые виды работ: композиции, поделки из различного материала. Такая работа требует от учащихся умения договариваться, обсуждать, слушать, обосновывать и т.п.

Большое значение для развития навыков общения младших школьников имеет внеурочная деятельность. Она расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создаёт ситуацию успеха для всех учеников, и сильных, и слабых.

Систематическая работа по формированию коммуникативных компетенций приводит к тому, что:

Во-первых, повышается успеваемость и качество знаний учащихся.

Во-вторых, возрастает интерес учащихся к учению. Ученики не просто слушают готовую информацию, а учатся добывать ее сами, в том числе из дополнительных источников.

В-третьих, учащиеся меньше устают на уроке. Так как, общаясь, им приходится передвигаться с места на место, а активные формы обучения играют не последнюю роль в здоровьесберегающем обучении.

В-четвертых, увеличивается количество учащихся с высоким уровнем коммуникативности.

В-пятых, улучшается память учащихся, внимание.

Таким образом, коммуникативные компетенции в свете новых требований к образовательному процессу имеют одно из главных значений - они наделяют человека «самой главной роскошью – роскошью человеческого общения», влияют на формирование гражданской зрелости, профессионального и личностного самоопределения.

 

Литература:

  1. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. М., 2005.
  2. Ладыженская Т.Д. Методика развития речи на уроках русского языка. М.: Педагогика, 1991.
  3. Развитие коммуникативных навыков у детей. URL: https://xreferat.com.