Алиева Эльвира Рамисовна
Воспитатель, МБДОУ ДС №46 "Совенок", г. Химки
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Алиева Э.Р. Проект «Зимующие птицы» // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 466152
Проект проводился на базе муниципальной бюджетной дошкольной образовательной организации № 46 «Познание» г. Химки, в группе «Совятки», с 08.09.2019 г. по 15.12.2019 г. В проекте принимали участие 31 воспитанника в возрасте от 5 до 6 лет и 30 взрослых.
В процессе реализации проекта «Зимующие птицы» решались задачи экологического обучения и воспитания старших дошкольников, исследовалась проблема выживания птиц в осенний и зимний периоды в городских условиях. В процессе реализации проекта «Зимующие птицы» решались задачи экологического обучения и воспитания старших дошкольников, исследовалась проблема выживания птиц в осенний и зимний периоды в городских условиях.
Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: средняя.
Возраст: 5-6 лет.
Участники: воспитатели, дети и родители старшей группы.
Цель проекта: исследование проблемы выживания зимующих птиц и изучение их образа жизни и поведения в городских условиях, привлечения внимания детей и взрослых к трудному положению птиц зимой.
Задачи проекта:
Объект исследования: Зимующие птицы нашей местности.
Проблема: Выживание зимующих птиц в городских условиях.
Актуальность проекта:
Каково приходится нашим пернатым соседям в зимнее время? Туго приходится птицам зимой. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время в нашем городе из-за отсутствия корма. Да и кому придет в голову считать их? Обычно многие не замечают их, просто не обращают внимания на наших маленьких соседей. А ведь они тоже жители города – часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.
Подготовительный этап
Проведена диагностическая беседа с использованием демонстрационного материала (карточки с изображением зимующих птиц). Дети назвали птиц, зимующих в наших краях:
Из них только 5 детей ответили полно на вопросы: «От чего больше страдают птицы зимой, от отсутствия корма или от морозов?», «Чем можно помочь птицам зимой?». Из этого следует, что дошкольники испытывают недостаток информации в развивающей среде и мало наблюдают за природой. У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Анкетирование среди родителей, показало, что в семьях дошкольников недостаточно внимания уделяется бережному отношению зимующим птицам.
После того, как были поставлены цели и задачи, была подобрана необходимая литература, проведён опрос, был намечен план действий по достижению цели и задач. В составлении плана проведения проекта принимали участие не только воспитатели и дети, но и родители.
После подготовительного этапа начинается практическая часть, где были применены различные эффективные формы и методы для расширения знаний о зимующих птицах и для решения поставленных задач.
Каждый день проводились целевые прогулки, где дети наблюдали за птицами: за манерами, повадками, внешним видом. Считали количество птиц, подлетавших к кормушке, которую наполняли заранее едой. За неделю наблюдений был составлен дневник, где было отмечено, сколько и каких птиц подлетало к кормушке.
В период исследований снегири встречались лишь несколько раз. Это были небольшие стайки 5-7 птиц, которые сидели высоко на рябине. Попытка их сфотографировать, не принесла положительного результата.
Воробьи, которые прилетали к нашей кормушке, держались стайкой, примерно в 7-10 птиц. Они перелетали с дерева на дерево, кормились всегда шумно и суматошно, роняя наземь массу семечек, но тут же опускаясь на снег и подбирая корм. Часто воробьи начисто опустошали кормушку за короткое время, не оставляя корма для других птиц.
Также подлетали синицы, которые быстро обнаруживали, вывешенную кормушку. Они прилетали по одиночке. Бывало, что прилетают одновременно совершенно разные синички! Одни с жёлтой грудкой, а другие с сереньким оперением.
За время наблюдений на прогулке и после заполнения дневника был сделан вывод, что с каждым днём кормушку посещало всё больше птиц. Отмечалось также, что кормушка каждый день оставалась пустой. Дошкольники сами сделали заключение, что птицам не хватает корма, поэтому нужно увеличить количество кормушек. Для этого был объявлен конкурс для детей и их родителей на лучшую кормушку.
Благодаря своим наблюдениям мы пришли к выводу, если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две.
Правила подкормки птиц:
В дневное время с детьми проводились беседы: «Что ты знаешь о птицах?», «Кто заботится о птицах», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой», «Меню птиц».
Проблемные ситуации «Чем мы поможем птицам зимой?» «Что может произойти если не подкармливать птиц зимой?»
Цель этих бесед: обратить внимание детей на то, что в зимний период птицам сложно найти себе питание, о них нужно заботиться, подкармливать их.
Задачи:
НОД с показом презентации «Зимующие птицы Подмосковья».
Цель: формирование знаний о зимующих птицах родного Подмосковья.
Задачи:
Непосредственная образовательная деятельность проходила под девизом:
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
С помощью красочной презентации дети ознакомились с разнообразными видами птиц родного края. Ярко на слайдах были представлены такие птицы, как воробей, сорока, ворона, голубь, дятел, галка, синица, снегирь. Было представлено описание внешнего вида, места обитания и пища, которую употребляют птицы. Подробно рассмотрели пищу, которую можно и нельзя давать птицам.
Рассмотрели разного вида кормушки. На слайдах детям были представлены загадки о каждой птице.
«Он живет на площадях, на деревьях и ветвях. Он воркует, не поет, бодро семечки клюет».
«Целый день без перерыва-кар-кар-кар, – кричит сварливо».
«Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать. С первым снегом на рябине он появится опять».
«Всё время стучит, деревья долбит. Но их не калечит, а только лечит»
«Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая. Птица говорливая, самая болтливая».
«Чёрная птица никого не боится. На зиму не улетает, нашу местность оживляет».
«В жёлтом платьице она нам видна издалека. Шапка чёрная у птицы, а зовут её...».
Для закрепления названий птиц разгадывание загадок происходило, как во время занятия, так и в течение всего проекта, и после него.
Результат НОД: из присутствующих на занятии 25 детей, 19 человек запомнили всех птиц со слайдов, а 6 человек- только 4 птиц. 90% детей отгадывают птиц по загадкам. Почти все дети запомнили, какой корм можно употреблять птицам, а какой нельзя. Можно сделать вывод, что задачи непосредственной деятельности с применением новой технологии, все выполнены, потому что такая наглядность лучше воспринимается дошкольниками.
Одна из форм организации учебного процесса – это чтение художественной литературы по теме проекта. Родители совместно с детьми организовали книжную выставку, где были помещены разные книги в стихах и в прозе по теме «Птицы Подмосковья».
Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», И. Тургенев «Воробей», М. Горький «Воробьишко». Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю. Никонова. Воронкова «Птичьи кормушки», В. Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О. Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А. Яшин.
Заучивание стихотворений «Снегири» А. Прокофьева, «Свиристели» А. Барто, скороговорок, считалок.
«Чтоб от вредных насекомых
Сады не гибли зря
В любое время года
Берегите птиц, друзья.»
Целью работы над художественными произведениями стало расширение знаний детей о птицах средствами художественного слова.
Задачи: привлекать внимание детей к проблемам жизнеобитания птиц в трудное холодное время.
Развивать память.
Научиться выразительно произносить стихи.
Воспитывать бережное отношение к птицам.
Дети с большим желанием слушали и читали стихотворения. А также включались в беседу после прочтения текста. После каждого прочтения дети подходили к книжной выставке, открывали книги и рассматривали иллюстрации.
Каждый день перед дневным сном прослушивали аудиозаписи с птичьими голосами.
Для закрепления знаний о пернатых друзьях, каждый день проводились дидактические игры. Это такие, как «Кто что ест», «Назови ласково», «Угадай по голосу», «Назови, кого знаешь», «Кто чем питается» и др.
Детям этого возраста очень нравится играть в сюжетно-ролевые и подвижные игры. «Путешествие в лес», «Птичий двор»,
На прогулке и в спортивном зале играем в следующие подвижные игры «Воробушки и кот», «Совушка», «Воробушки и кот», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова».
Подвижными играми развиваем двигательные умения и навыки ребёнка.
В начале практического этапа родители получили следующие задания:
Просмотр мультфильмов про пернатых друзей.
В раздевалке оформили ширму «Зимующие птицы»
Для родителей проведены консультации «Покормите птиц зимой», «Они остались зимовать, мы им будем помогать»
Из продуктивных видов деятельности проводили аппликацию «Снегири на ветке» и рисование «Моя любимая птичка».
На занятиях решались следующие задачи:
Последний этап-заключительный, на котором подводим итоги.
Итоговые мероприятия:
Проблема выживание зимующих птиц в городских условиях рассмотрена, все задачи проекта были выполнены.
Приучите птиц в мороз к своему окну, чтоб без песен не пришлось нам встречать весну!
Выводы по проекту:
Трансляция проекта:
Выступление на педагогическом совете ДОУ.
Результаты реализации проекта:
Птицы - очень ценный объект исследования. Зимняя подкормка птиц – уже довольно старая традиция. Первыми инициаторами её были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческого жилища можно кое-чем разжиться. Наше исследование не закончено и будет продолжено в весной. Изучив литературу о зимующих птицах, было выяснено, что птиц можно привлечь на кормушку, используя определённый вид корма, который предпочитает та или иная птица. Весной планируем создание проекта «Перелётные птицы».