О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Курикалова Любовь Борисовна

Воспитатель, МБДОУ Михайловский детский сад « Березка», Бурятия

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Курикалова Л.Б. О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 462607


 

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям- отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Дети старшего дошкольного возраста должны называть имя и отчество родителей, сколько человек в семье, есть ли брат, сестра и сколько им лет, в какое время года у него день рождения, сколько ему лет, где и кем работают папа и мама.

Родной край (район, село, республика). Надо показать ребенку, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, местами, событиями боевых лет ВОВ, лучшими людьми.

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание ребенка постарше надо привлечь к тем объектам, которые расположены поблизости: школа, почта, магазин, клуб, больница, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Старший дошкольник должен знать свой домашний адрес и путь от дома до детского сада, уметь ориентироваться в ближайших улицах.

Для воспитания у ребенка любви к родным местам, необходимы экскурсии. Родители имеют большие возможности, чем детский сад, чтобы поехать с ребенком в районный центр, в столицу Республики. Можно предложить родителям в таких поездках посетить с детьми музеи, театры, побывать на стадионах, у памятников, обязательно рассказывая кому и за что они воздвигнуты. Нужно давать детям знания о Бурятии, об озере Байкал, знакомить с понятиями Сибирь, тайга.

Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе- все это источники формирования любви к родному краю.

Труд взрослых. Наблюдая за трудом взрослых, ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела, что труд взрослых надо беречь. Эти понятия дети осмысливают с помощью взрослого. Ребенок видит трудовую жизнь сельчан, наблюдает за их действиями. «Представьте себе, что было бы», – говорит воспитатель старшим дошкольникам, – если бы не вышли на работу учителя, продавцы, почтальоны. Если бы врачи перестали лечить больных?» Дети фантазируют. Такой поворот побуждает ребенка сделать вывод: без труда невозможна нормальная жизнь.

Старшему дошкольнику полезно рассказать о нашей стране России, городе Москве - столице нашей Родины, символами России: гимне, флаге трех цветов (бело-сине-красный), нашем гербе – двуглавом орле.

Что же такое флаг и для чего он нужен?

Раньше в случае опасности воин брал длинную палку, на ее конец привязывал пучок сухой травы или конский хвост и высоко понимал палку вверх. Далеко был виден этот знак. Со всех сторон стягивался народ. А палку с пучком травы так и назвали - стяг. Собиралось под стягом войско и отправлялось защищать свою землю. Потом кто-то придумал прикрепить к палке кусок ткани. Так и появились первые флаги. Каждый город, каждое войско свой флаг раскрашивали по-своему. Зачем? По цвету флага можно было определить, какие войска приближаются к городу. Может быть, это свои воины возвращаются домой. А может, это враги, которые хотят захватить город. Если враги захватывали город, на его башнях тут же вывешивались новые флаги.

В наше время свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга. Они необходимы. Помогают узнать, из какой страны прилетел самолет. На хвосте самолета обязательно изображается флаг страны. Когда в море или океане встречаются два корабля, флаг помогает узнать, какой стране принадлежит корабль. Во время Олимпийских игр, по флагам мы можем определить, какие страны будут участвовать в соревнованиях. Флаг страны изображен на майках спортсменов. А во время награждения высоко - высоко над стадионом поднимается флаг страны победившего спортсмена. Очень часто для решения важных вопросов руководители разных стран собираются вместе. Около здания, где они работают, вывешиваются флаги этих государств. Что означают цвета российского флага? Белый цвет означает мир и чистоту, синий – небо, верность, правду, красный – огонь и отвагу.

Что же такое герб, откуда он появился и для чего нужен?

Если флаг помогал воинам определить, где свои войска, где вражеские, то воины, закованные в доспехи, очень похожи и было трудно определить, свой это или чужой. Главный опознавательный знак наносили на щит. Щит большой, и рисунок на нем хорошо виден. Щит с таким рисунком носил не только рыцарь, но и все его воины. Изображения на щите стали называть гербом. Чаще всего рыцарь изображал на щите – гербе то животное, с которым себя сравнивал, на которого хотел быть похожим.

Простые люди селились поближе к рыцарскому замку в надежде, что хозяин и его войско защитят их в случае нападения. Постепенно вырастал город. И герб рыцаря – хозяина становился не только его личным, но гербом всего города. Над воротами города вывешивался щит – герб.

Уже давно нет рыцарей, современные солдаты не используют щиты. Но гербы остались. Свой герб есть у каждой страны, города, района. На нем изображено то, чем город славится, гордится, дорожит.

Герб Москвы «рассказывает» историю о битве Георгия Победоносца со змеем. Символически это отражает историю города (осады, смуты, пожары). Герб Мурманска «расскажет», что это город отважных моряков и трудолюбивых рыболовов.

Можно изготовить пособие «Собери герб», купить раскраски «Рыцари», подобрать иллюстрации, коллекцию значков с изображением гербов, детали конструкторов для строительства средневековых замков, городов, фигурки лего-рыцарей, коней, а также атрибуты к ним в виде щитов с эмблемами, флагов, попон для лошадей, аппликативно оформленные образцы гербов.

Без исторических сведений невозможно пробудить интерес к Родине, заложить начала патриотических чувств. Важно подвести ребенка к пониманию: мы победили в тяжелой битве с фашизмом, потому что люди любят свою Отчизну; Родина чтит своих героев, отдавших свою жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники: Площадь Победы, улицы имени Зои Космодемьянской, Олега Кошевого, Николая Гастелло, Александра Матросова. Памятные места есть в каждом городе, селе, поселке. Прочитанная книга, экскурсия к памятнику, прогулки по улицам родного города, носящих имя героев - все это воспитывает чувство патриотизма в ребенке.

Можно порекомендовать родителям, показать детям имеющиеся в семье ордена, медали, фотографии военных лет, грамоты и знаки трудового отличия.

Ребенок должен гордиться тем, что близкие ему люди – дедушка, бабушка – были участниками великой исторической битва, что его мама и папа -передовики производства. Любовь к Родине не может быть созерцательной. Чувство Родины должно проявляться у ребенка в активной форме: в играх, на занятиях, в труде, повседневном общении с взрослыми.

 

Дополнительные материалы по теме:

  1. Антонов Ю.Е., Левина Л.В. Как научить детей любить Родину (План занятий по народной культуре в подготовительной группе).
  2. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России.
  3. Егоров Е., Тихомиров О. Стены древнего Кремля.
  4. Карнаухова И.В. Русские богатыри.
  5. Кондрыкинская Л.А.С чего начинается Родина?
  6. Надеждина Н.А. Не даром помнит вся Россия (Бородинская битва).
  7. Родничок. 3 класс (О полководце А.В. Суворове).
  8. Стрелкова И. Во ставу Отечества (О героине войны 1812 года).
  9. Тихомиров О.Н. Александр Невский (битва на Неве - со шведами).
  10. Тихомиров О.Н. На поле Куликовом (о Дмитрии Донском).
  11. Царь Петр I // Дошкольное воспитание. 2003. № 5.