Здоровье сбережение и экологический аспект воспитания детей

Бутикова Оксана Сергеевна
Откидач Илона Юрьевна

Воспитатель, МАДОУ д/с№ 69 ЦРР "Сказка", г. Белгород
Воспитатель, МАДОУ д/с№ 69 ЦРР "Сказка", г. Белгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Бутикова О.С., Откидач И.Ю. Здоровье сбережение и экологический аспект воспитания детей // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 432021


 

Здоровье ребенка — самая главная ценность для родителей. В наше время эта проблема имеет серьезное значение. Кризисное социально-экологическое положение нашего общества и все большее нарастание социальной и экологической напряженности приводит к усугублению имеющихся и возникновению лишних новых проблем детства.

В основе катастрофического ухудшения здоровья лежит комплекс социальных, экономических и, конечно, экологических факторов. К ним относятся: ухудшение качества питания, «свертывание» материально-технической базы для физического воспитания детей, детского спорта, несовершенство системы медицинского обслуживания, увеличение числа платных услуг в детских профилактических, лечебных, оздоровительных, санаторных учреждениях, «техногенные» перегрузки в результате промышленного загрязнения окружающей среды, увеличение стрессовых ситуаций в повседневной жизни.

По нашему мнению, наиболее серьезный и опасный фактор, который отрицательно влияет на здоровье наших детей, — это экологический. Поэтому, изучая и анализируя состояние здоровья наших детей, мы пришли к выводу, что оно очень низкое, слабое. Дети не могут защитить свой организм от неблагоприятного воздействия загрязнения окружающей среды.

Современные дети должны научиться жить и действовать безопасно даже в условиях воздействия экологических опасностей и рисков. Человека, наделенного экологической культурой, отличает, прежде всего, умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. И наша задача научить их этим навыкам и знаниям. Почему именно природе отводится особая роль в формировании личности?

Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею ещё до того, как произнесет первые слова, сделает первые самостоятельные шаги, откроет первую книгу. Он сосредоточенно рассматривает игрушки, изображающие петушка, рыбку, цветок, забавного лягушонка. На прогулке внимательно следит, как ветер раскачивает ветки деревьев, провожает взглядом летящую в небе птицу. У ребенка рано появляется стремление к активному познанию природы. Она притягательна для него, прежде всего благодаря своему красочному миру, который дает малышу массу ярких впечатлений, вызывает радостные переживания.

Для работы с дошкольниками мы используем методику физкультурно-экологических занятий на свежем воздухе, в природе ближайшего окружения (территория ДОУ, сквер), где дети получают не только двигательный опыт по приобретению навыков владения физическими упражнениями, но также необходимый набор экологических знаний.

Важно не просто заниматься с детьми, а развивать в них желание заниматься физкультурой, мотивацию, чтобы ребенок понимал, зачем это нужно. У детей нужно спрашивать: ты зачем занимаешься, зачем тебе это нужно, и помогать им, находить ответы на эти вопросы: мне нравится, а почему? Потому что я теперь красивый и стройный.

Большое значение физической культуры и двигательной активности для здоровья и развития растущего организма признавали уже с древнейших времен. В процессе сложного взаимодействия человека с окружающей средой (биологической и социальной) двигательная активность играет огромную роль, являясь одним из важнейших пограничных звеньев, связывающих различные функции в организме человека. 

По нашему мнению, физкультурно-экологическое занятие — это новая форма проведения физической культуры в дошкольном образовательном учреждении. Полученные знания должны служить обязательным условием формирования всех систем и функций организма и нести обязательную информацию экологического порядка.

Физические упражнения оказывают существенное влияние на жизнедеятельность человека. Сама природа дает в руки человека ни с чем несравнимое и не заменимое по своему воздействию средство укрепления здоровья. Только от нашего желания и воли зависит, будем ли мы их использовать сознательно, совершенствовать потенциал своих возможностей и тем самым творить свое здоровье.

Физкультурно-экологические занятия способствуют развитию восприятия, памяти, проявлению положительных эмоций. У детей развивается ум, мышление , увеличивается словарный запас, формируются «физкультурные» и «экологические» понятия. Ребенок узнает, как вести себя в природе, что такое экология, как сохранить свое здоровье в условиях экологического неблагополучия. Сразу приучаем детей к правилам безопасного поведения на природе: не отделяться от основной группы, не пробовать и не трогать растения без разрешения взрослого, не рвать и не мять траву. 

Физкультурно-экологические занятия проходят два раза в месяц. На этих занятиях детям сообщаются знания экологического порядка, также один раз в месяц (в конце) детям проводится физкультурно-экологический досуг — яркий, эмоциональный, с различными сказочными персонажами, где детям также сообщаются знания по экологии в процессе физкультурных занятий, упражнений и игр. Такие формы работы для детей очень полезны и нужны, так как дети на них получают знания и расширяют свой двигательный опыт.

Вот в какие игры можно поиграть на таких занятиях, в них органично сочетаются физические упражнения, навыки поведения на природе и познавательная информация.

По порядку рассчитайсь!

К деревьям на территории прикрепить таблички с цифрами. Дети должны по очереди обежать все деревья по порядку и коснуться каждого из них рукой. Победит самый быстрый.

Лесные прятки

Воспитатель идет впереди, а, дети, спрятавшись, чтобы он их не увидел, следуют за ним примерно на расстоянии 10-15 метров. Изредка воспитатель оглядывается, и тот, кого он заметит, выбывает из игры. Победит тот, кого дольше всех не заметят.

Путаница

На определенном участке к деревьям, к кустарникам крепиться то, чего на них быть не может. Например, на елку – листик клена, на кустарник - плоды яблони и т.д. Побеждает тот, кто заметит больше всего таких «несуразностей».

Угадай, от какого дерева ветка

Дети делятся на две группы. Одни получают рисунки с изображением деревьев, другие – рисунки с их названием и веточками. По команде нужно быстро найти соответствующий рисунок у другого игрока и определить на территории место, где растет это дерево. Выигрывает тот, кто найдет его раньше всех.

Найти такую сосну

Детям предлагается как можно быстрее добежать до сосны (ели, липы, березы) – самой большой, низкой, старой, молодой, развесистой, красивой. Игру повторить несколько раз, чтобы закрепить слова.

Мое любимое дерево

Каждый из детей выбирает для себя любимое дерево, рассматривает его, запоминает характерные детали, чтобы потом его нарисовать, рассказать о нем. На сигнал «Раз, два, три – о дереве расскажи!» - дети бегут к воспитателю и одним предложением характеризуют какой-либо признак выбранного дерева или свое отношение к нему. На сигнал «Раз, два, три – к дереву беги!» - дети бегут обратно к своему дереву, чтобы проверить правильность высказанного суждения. 

Извилистая тропинка

Дети в колонне двигаются за ведущим, точно повторяя его движения. Задача ведущего – провести детей змейкой между деревьями, выбирая самую удобную дорогу и как можно чаще меняя движения. Ведущий меняется, если повторяет уже использованное ранее движение.

Что мы видим

Каждый участник называет одним словом, что он видит (например, лес, небо). Говорить надо быстро, не повторять слова, сказанные другими. Кто не сможет быстро сказать слово, выходит из игры.

Что такое?

Дети поочередно называют предмет и одно его свойство (например, небо – голубое, тропинка – длинная и т.д.), кто не сможет назвать, выходит из игры.

Танец птиц

Дети, изображая птиц, бегают по площадке, кружатся, встают в позу «ласточки», и т.д. Задача – придумать как можно больше разнообразных движений и красиво их выполнить.

Кто быстрее

Дети встают в круг, один (ведущий) ходит за кругом. Обойдя круг, он дотрагивается до кого-нибудь и называет имя. После этого оба бегут до условного места и быстро возвращаются обратно, чтобы занять пустое место. Кто не успеет, тот становится ведущим. При следующих повторениях оговаривается способы бега: на носках, с высоким подниманием коленей и т.д. 

В лесу-лесочке

Дети стоят в кругу, в середине – кто-то из детей с закрытыми глазами, присев. На слова: «В лесу-лесочке, на бугорочке спит Марина (Татьяна, Сережа и т.д.) в холодочке. Мы тихонько подойдем, сон Марины сбережем», дети идут по кругу и кто-нибудь говорит: «Марина, просыпайся, в хоровод собирайся». Все вместе спрашивают: «Отгадай, кто позвал?». Если правильно названо имя того, кто позвал, говоривший занимает место в центре круга.

Идти на звук

Выбирается ровная лужайка, где нет кустов. Играющие строятся в одну шеренгу на расстоянии двух-трех шагов друг от друга и завязывают себе глаза. Воспитатель отходит от них на 15-20 м, звенит колокольчиком. Все игроки должны идти на этот звук. После второго сигнала колокольчика все останавливаются и снимают повязки. Выигрывает тот, кто ближе всех стоит к воспитателю. Игру можно усложнить: несколько раз менять направление, прежде чем дети снимут повязки.

Добрые слова

Подчеркнуть, что есть много добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые вредят. Вспомнить добрые слова, когда и как их говорят. Придумать разные добрые слова для сосны и березы.

Мишень

На земле рисуют несколько кругов один в другом (научить детей чертить круг палочкой с привязанной на конце веревкой, которая прикреплена к колышку, воткнутому в землю, пользуясь этим приспособлением как циркулем). Дети по очереди бросают шишки в круги, выигрывает тот, кто чаще попадал в меньший круг.

Кто выше бросит

Все вместе ищут два растущих рядом дерева или куста разной высоты и перебрасывают через них шишки. Перебросивший шишку через низкое дерево получает одно очко, через более высокое – три. Подсчитывается общее количество очков, определяется победитель. Правила: шишка должна через дерево перелететь, застрявшая в ветках шишка очка не приносит.

Разведчики

На тропинки раскладываются разные предметы, найденные в лесу: шишки, коряги, веточки (всего 5-7 предметов). Детям предлагается пройти по тропинке друг за другом, запомнить, что увидели. Затем каждый рассказывает об увиденном. Для проверки правильности ответа можно снова пройти по тропинке.

 

Литература:

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2003.
  2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: Вако, 2007.
  3. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.
  4. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.